Вечно играющие

Вечно играющие

Анна Леготина
Автор
Анна Леготина












Внешняя привлекательность, или, говоря музейным языком, аттрактивность, произведений МВИА в основном строится на антихудожественной эстетике.











Вынесенная в название характеристика выглядит, скорее, обещанием изобрести perpetuum mobile, ведь ничто не движется вечно.

Искусствовед Анастасия Крохалева признается, что технология вызывает у нее особые бурные чувства, вдохновляет и ведет. Инженер Денис Перевалов владеет буквально всеми медиаинструментами и оценивает технологию как понятный язык и доступный ресурс. Участники художественного коллектива «Музей вечно играющих аттракционов» почти всегда говорят о разном, и в этих диалогах формулируется их artist statement.

Музей. «Eсли институция тебя не выбирает, то сделай себе свою», — в этом Анастасия Крохалева и Денис Перевалов совпали. В 2018 году они показывали в галерее «Электромузей в Ростокино» в Москве инсталляции «Микрокосмос» и «Кокон», после чего и оформился проект МВИА. С конвенциональным музеем он связан, пожалуй, только трепетным отношением к артефакту. Художники собирают «факты искусства», анализируют, архивируют и сохраняют их, внося в свои условные карточки учета музейных экспонатов, то есть создавая работы. Под «фактом искусства» здесь  понимаются предметы и явления, воспоминания, сны, утопии, требующие голоса в новом мире; те, которые сохраняют в себе важное о прошлом.

Вечно играющих. Вынесенная в название характеристика выглядит, скорее, обещанием изобрести perpetuum mobile, ведь ничто не движется вечно. Но именно движение манифестируется коллективом как необходимый признак искусства. Оно же ставит перед авторами сложные задачи, требующие четких сценариев и неукоснительного следования им. Искусство действия МВИА не оставляет времени на домысливание объекта, внимательное наблюдение или интерпретацию на месте. Не успев опомниться, зритель принимает правила игры и предписанную ему роль, он автоматически становится частью супердействия, но взамен теряет самостоятельность. Неприлично откровенной ведóмость становится в VR-проектах («Мир реализуется глазами живущего», «И сон мой убегал от глаз моих»).

Аттракционов. У МВИА развлекательная легкость — это коварная ловушка: она камуфлирует предписанный план действий, несоблюдение которого парализует их искусство. А вот последовательное выполнение инструкций, напротив, запускает процесс: нажать, держать, поднести, взять, смотреть. Так начинается аттракцион! Взамен зритель лишается своей свободы и попадает в поле многочисленных авторских манипуляций.

Внешняя привлекательность, или, говоря музейным языком, аттрактивность,  произведений МВИА в основном строится на антихудожественной эстетике. К примеру, коллектив монтирует открытые функциональные конструкции и техноскелеты («Дзен для ИИ», «Хозяйка. Present days») или помещает искусственные растения в несвойственные им среды, создавая визуальные конфликты, иногда доводит их до китча («Вторая природа», «Этические каски»). Художественные возможности света проявились в ранних работах — он представал мерцающим и нестабильным («Микрокосмос»), функциональным («Достань дрон») и индикационным («Порог между мирами»).

В последних работах аттракцион визуальной щедрости и технологического изобилия осторожно уступает место минимализму. Внешняя простота компенсируется деятельной ролью зрителя, который призван запускать искусство.

Сегодня «Музей вечно играющих аттракционов» создает камерные работы — «техноскоморошины», как их называют сами художники. В них авторы обращаются к народной культуре и стереотипам, работают с уязвимостью человека, непреодолимой верой в технологию. Например, «Этические каски» контролируют поведение их обладателя: если вдруг он забыл о внутреннем цензоре и перебивает собеседника, прикрепленный к каске молоточек незамедлительно напомнит ему о правилах хорошего тона. В «Cosmovibrationum» рисунок линий на ладони сканируется и преображается в уникальный звук, и в этой новой хиромантии ошибки быть не может, потому что наука не гадалка и не лжет! В перформативной работе «InnoHair», обозначенной авторами как передвижная лаборатория, критикуется экстрасенсорика, но при этом декларируется объективная и несомненная польза народной медицины. К слову, себя художники причисляют к тем, кто верит. В «Angry Bots» система окончательно очеловечивается: авторы создают чат в Telegram, куда несогласные и ущемляемые боты могут писать, заявлять о своих правах и получать профсоюзную поддержку. В этих самоироничных проектах Анастасия Крохалева и Денис Перевалов, кажется, совсем перестали разделять мир людей и машин, дегуманизируя первых и очеловечивая вторых, сталкивая их в диалогах. Так «Музей вечно играющих аттракционов» моделирует технологичное будущее, неспособное существовать без артефактного прошлого.