Заполненность изобразительного пространства обеспечивается отсутствием полей, уходящими за пределы холста деталями — линиями или ступенями, которые легко представить вне картины.
Ступенчатый ритм стал для Сергея Лаушкина универсальным языком.
Эти деформации — условная система, формальное ограничение, принимаемые зрителем как данность; проводник к непосредственному впечатлению.
Для Сергея Лаушкина система перспективы — это частный и свободный выбор художника. В этом он видит преимущества современного искусства перед традиционным. Нарушение той или иной системы перспективы или сочетание методов разных систем для Сергея — естественный творческий процесс. Он много экспериментирует с формообразованием и смело использует разные типы перспективы в пространственных решениях. Свой метод работы Сергей Лаушкин называет перцептивным.
С 2012 года художник разрабатывает живописный стиль, который называет «ступенчатым». Идея родилась во время подготовки арт-проекта «Свора ступеней» для «Ночи музеев — 2012» в Екатеринбурге, когда Сергей изобразил на ступенях свору собак. А в 2018 году на персональной выставке «Ступенчатые ритмы» он продемонстрировал работы из серии «Zona ступеней» (2014—2016). Для этого стиля характерны геометричность форм, условность изображения фигур и предметов, графичность, лаконизм и активный колорит. Композиция тяготеет к открытому фронтальному типу, свойственному, например, орнаментам. Единицей композиции выступают шаг или ступень. Заполненность изобразительного пространства обеспечивается отсутствием полей, уходящими за пределы холста деталями — линиями или ступенями, которые легко представить вне картины. Это пространство вне границ картины дает начало развитию и динамике соподчиненных элементов. Взгляд свободно уходит за пределы картины, неизображенные части домысливаются. Нередко центр композиции отсутствует, вернее, композиция складывается из множества равноправных центров, заполняющих поле изображения. Так, в серии работ «Зрители» (2018—2020) каждая сидящая фигура — центр самое себя, каждая следующая может стать центром за пределами холста.
Сергей Лаушкин часто использует членение в композиции, что усиливает ритмическую выразительность произведения. Каждый фигуративный элемент разбивается на цветовые пятна. Картина воспринимается сначала как совокупность ячеек цвета, а потом как изображение фигур и предметов. Выразительность и динамика работы достигается тем, что интервалы между шагами, размеры и цвет элементов все время изменяются, что делает композицию более напряженной и работу — динамичной.
Сергей Лаушкин совмещает несколько систем передачи объема предметов и глубины пространства. Один из принципов пространственного решения — это принцип суммирования зрительного восприятия. Ступенчатая перспектива Сергея Лаушкина подразумевает меняющуюся точку зрения или множественность зрительных позиций. Суммарное зрительное впечатление при многостороннем охвате обнажает специфические деформации, характерные и для перспективы обратной. Далекие от зрителя предметы изображаются более крупными. Линии сходятся не на горизонте, а внутри зрителя. Нарушения прямой перспективы сближают живопись Сергея с творчеством иконописцев Древней Руси.
В картинах Сергея Лаушкина можно также наблюдать параллельные пространственные построения, свойственные средневековой китайской живописи и японской гравюре на дереве школы укиё-э. Линии боковых поверхностей не сходятся в обычной точке на горизонте, а идут в глубину параллельно, отчего плоскости, ими ограниченные, выглядят одинаковыми, симметричными. Если положить холст на пол и посмотреть на него сверху вниз, будет возможно почти в прямом смысле слова войти внутрь пространства изображения, расположиться в кресле среди других зрителей или посидеть на ступеньках вместе с героями картины «Семья» (2017).
Сергей Лаушкин не стремится спрогнозировать или запрограммировать такой путь внутри картины. Скорее, он передает зрителю непосредственное настроение, вектор движения. Так происходит с тем, кто рассматривает триптих «Миф о зоне ступеней» (2015). Взгляд зрителя то оседает на ступеньке, то карабкается вверх, то стекает вниз по лестнице. Метод ступенчатой перспективы подразумевает, что автор, а за ним и зритель, бросает дискретные взгляды, которые потом собирает в мозаику. Соответственно, изображение не требует объемности, оно стремится к плоскостности и условности. Ступенчатый ритм помогает усиливать этот эффект дискретности, настраивает восприятие зрителя на нужный лад. Прием аналогичен монтажу в кино. Порядок чтения картины уже не так важен и не требует от художника планирования. Деформация объекта в виде разломов, сдвигов, появления новых плоскостей предполагает синтез зрительного впечатления. Эти деформации — условная система, формальное ограничение, принимаемые зрителем как данность; проводник к непосредственному впечатлению.
Ступенчатый ритм стал для Сергея Лаушкина универсальным языком. Ступенчатая перспектива через синтез зрительного восприятия оборачивается проводником в текст его картин. Зритель вместе с художником стоит на сцене, сидит устало на ступенях, восходит или спускается по лестнице. Главное, не останавливаться, считает Сергей: «Ступенчатый ритм — он везде: в животном мире, в человеке заложен. Планеты вращаются не по оси на одном месте, а спиралевидно вверх, и тоже получаются ступеньки».