ИНТЕРЕС К
ИЗЯЩНЫМ ИСКУССТВАМ

Евгений Алексеев
Автор
Евгений Алексеев

ИНТЕРЕС К ИЗЯЩНЫМ ИСКУССТВАМ…

Изобразительное искусство Урала 1890-х годов

Долгое время население края воспринимало художников как мастеров исключительно декоративно-прикладного искусства. Лишь в 1887 году в Екатеринбурге прошла Передвижная академическая выставка и уральцы смогли увидеть полотна И. Айвазовского, А. Корзухина, И. Шишкина и других отечественных живописцев. Началось формирование художественного отдела в музее Уральского общества любителей естествознания. Необходимость развивать в публике любовь и интерес к изобразительным искусствам стала главной задачей Екатеринбургского общества любителей изящных искусств (1895). Общество устраивало выставки, в которых участвовали живописец Алексей Денисов-Уральский, скульптор Владимир Алмазов, график Сергей Яковлев. В рисовальных классах при обществе преподавал Николай Плюснин. В 1897 году Общество любителей художеств возникает в Оренбурге. Урал привлекает столичных художников, мастера живописи стремились передать своеобразную красоту природы Каменного Пояса и жизнь горных заводов. В 1890 – 1891 годах творческую поездку по региону совершил Аполлинарий Васнецов. Позднее он переработал живописные этюды в выразительные станковые картины. Николай Касаткин писал портреты рабочих и интерьеры заводских цехов. Василий Суриков и Михаил Нестеров собирали на Урале материал для своих полотен. В конце ХIХ столетия образованные зрители отмечали развитие художественной жизни края.  

С НАДЕЖДАМИ НА ПРОЦВЕТАНИЕ

Изобразительное искусство Урала 1900- годов

Значительным событием для художественной жизни края стало открытие в 1902 году Екатеринбургской художественно-промышленной школы. Первое в регионе государственное художественное учебное заведение должно было поднять уровень местного декоративно-прикладного искусства, но оказало заметное влияние на развитие уральской живописи, графики и скульптуры. Педагоги школы стремились сочетать принципы Академии художеств и местных традиций. Директор Михаил Каменский ставил основной целью нового учебного заведения – художественное развитие воспитанников. Приехавшие из столиц преподаватели Александр Парамонов, Василий Коновалов, Теодор Залькалн, Владимир Алмазов активно участвовали в художественной жизни края. Будущие ювелиры, литейщики, гранильщики, формовщики и краснодеревщики могли совершенствоваться в изобразительном искусстве.  Недаром из школы вышли известные впоследствии мастера: скульптор Иван Шадр, живописцы Иван Слюсарев и Николай Сазонов. В 1907 году в Пермском научно-промышленном музее открывается художественный отдел, а в 1909 возникает Пермское общество любителей живописи, ваяния и зодчества. В это десятилетие популярностью у столичных и уральских зрителей пользовались фольклорно-эпические картины Алексея Денисова-Уральского и сюжеты из жизни русского крестьянства Лукиана Попова. На основе этнографического и краеведческого материала создает произведения, посвященные быту старообрядцев, Владимир Кузнецов. Проводником традиций русского лирического пейзажа на Урале стал Леонард Туржанский.

НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ:

Изобразительное искусство Урала 1910-х годов

Центром художественной жизни региона являлась Екатеринбургская художественно-промышленная школа. В 1910-х годах преподаватели учебного заведения:  Александр Парамонов, Всеволод Ульянов, Николай Вьюнов, Владимир Анастасьев не только предлагали прогрессивные педагогические программы, но демонстрировали собственный высокий уровень в произведениях живописи, графики и скульптуры. Популярностью у зрителей в столицах и провинции пользуются картины Леонарда Туржанского,  Алексея Денисова-Уральского. Авангардные приемы в искусстве демонстрировали Василий Каменский и Давид Бурлюк. 

Революционные катаклизмы 1917 года резко изменили привычную структуру художественной жизни Урала. В кризисе оказываются декоративно-прикладное и ювелирное искусство, Новая власть стремилась привлечь художников к работе в агитационно-массовых мероприятиях. По ленинскому плану монументальной пропаганды возникают памятники революции. В Екатеринбурге продуктивно работает скульптор Степан Эрьзя. На базе Екатеринбургской художественно-промышленной школы возникают Свободные государственные художественные мастерские. Главную роль в них играют мастера авангарда Петр Соколов, Анна Боева, Александр Лабас, Николай Цицковский.  Подобные заведения возникают в Перми, Уфе, Оренбурге, Кунгуре, Кудымкаре. Талантливые мастера Петр Субботин-Пермяк, Иван Кудряшов, Степан Карпов, Александр Тюлькин заявляют об индивидуальных творческих программах. Традиционные установки уральской художественной жизни разрушены, а контуры нового искусства края были еще не ясны.

ОТРАЖЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОННЫХ СВЕРШЕНИЙ

Изобразительное искусство Урала 1920-х годов

В начале 1920-х годов представители левых направлений в искусстве определяли художественную жизнь края. Лидер художников Прикамья Петр Субботин-Пермяк заявлял, что опорой авангарда в провинции может стать только народное искусство. Челябинский живописец Николай Русаков был увлечен экзотикой Востока. К поиску выразительности цвета стремились уфимские художники Александр Тюлькин, Юлий Блюменталь, Касым Девлеткильдеев. Своеобразным художественным мышлением отличался оренбургский мастер Сергей Калмыков. В Уральском художественном техникуме (Свердловск) благодаря Петру Шарлаимову и Сергею Шаховскому развивается скульптурное отделение. Авторитетом у свердловских живописцев пользуется Леонард Туржанский, в мастерскую мастера в Малом Истоке приезжают Иван Слюсарев, Николай Сазонов, Андрей Узких. В 1925 году в столице Урала открыт филиал Ассоциации художников революционной России, его возглавил Александр Парамонов. Крупные выставки изобразительного искусства прошли в Перми и Свердловске. Художественные критики все активнее призывают мастеров искусства отражать в своих произведениях революционные свершения и процесс строительства социализма.

ПОД ЗНАМЕНЕМ СОЦРЕАЛИЗМА
Изобразительное искусство Урала 1930-х годов

Возникновение Союза советских художников (1932) привело к установлению командно-административного метода руководства мастерами искусств. Уральские живописцы, графики и скульпторы отныне вынуждены создавать свои произведения в рамках соцреализма. Партийное руководство заявляло, что художники обязаны представлять в своих полотнах достижения социализма и героев труда. В составе творческих бригад на строительство Уралмаша и Магнитогорска приезжают мастера из Москвы и Ленинграда. Трудовые свершения уральцев отражают в своих полотнах Борис Иогансон, Василий Рождественский, Юрий Пименов, Серафима Рянгина, Самуил Адливанкин. Рядом с ними работают свердловские художники Николай Аввакумов, Герман Мелентьев, Александр Давыдов, Николай Сазонов. В Свердловске, Челябинске, Уфе прошли крупные художественные выставки «Гиганты Урала» (1931) и «Урало-Кузбасс в живописи» (1935 – 1936). Жесткий контроль со стороны чиновников, обвинявших неугодных художников в «буржуазном формализме», ограничил творческие эксперименты с композицией и цветом. Пленэрная живописность сохранялась в это время в пейзажных работах Леонарда Туржанского, Ивана Слюсарева и близких им по духу мастеров. 

В ГОДЫ СУРОВЫХ ИСПЫТАНИЙ

Изобразительное искусство Урала 1940-х годов

В начале Великой Отечественной войны на Урал эвакуируют предприятия культуры и художественные организации. В Свердловске размещают коллекции Эрмитажа, в Перми – собрания Русского музея. Свердловская организация Союза художников пополнилась мастерами, приехавшими из Москвы, Ленинграда, Киева. Среди них: живописец Юлий Бершадский, график Петр Васильев, скульптор Сергей Меркуров. В Перми работали Борис Иогансон, Виктор Орешников, в Нижнем Тагиле — Дмитрий Кавалершин и Михаил Крамской. Столичные и местные художники совместно трудились над агитпродукцией для «Окон ТАСС». Регулярно создавали плакаты Сергей Михайлов, Олег Бернгард, Виктор Зинов. На художественных выставках военного времени экспонировали произведения Владимир Кузнецов, Иван Слюсарев, Николай Голубчиков, Анна Бершадская-Столяр. Деятели изобразительного искусства на фронте и в тылу создали художественную летопись Великой Отечественной войны, сохранив для последующих поколений память о суровых испытаниях. 

В послевоенные годы в отечественном искусстве сохраняется установка на соцреализм и жесткий идеологический контроль. Местные власти призывают художников больше работать над индустриальной темой. Заводские сцены изображают Борис Смирнов и Александр Бурак, виды уральских городов представлены на акварелях Бориса Семенова. Ориентируясь на столичные установки уральские мастера уделяют внимание и местным темам: неизменной любовью у зрителей пользуется пейзаж, сказы Павла Бажова дарят художникам новые выразительные сюжеты и образы.

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

Изобразительное искусство Урала 1950-х годов

В начале десятилетия сохранялся строгий контроль над деятелями искусства, мастера Союза художников  писали заказные историко-революционные полотна и жанровые картины о строителях социализма. В эти годы творческие организации Урала пополняются молодыми мастерами, активными и талантливыми художниками. Во второй половине 1950-х годов благодаря «оттепели» начинается медленный процесс освобождения от соцреалистических штампов в искусстве. Художники все чаще стремятся к оригинальным сюжетам и композициям. На выставках края экспонируются работы Бориса Волкова, Аркадия Охлупина, Владимира Терёхина о революционных преобразованиях.  Популярностью у зрителей пользуются жанровые произведения Александра Бурака. В портретном жанре, наряду со зрелыми мастерами Юлием Бершадским и Германом Мелентьевым, выступали Геннадий Гаев, Павел Воинков, Иван Нестеров, Сергей Зюмбилов. Художники стремились решить тему труда уральских мастеров через одухотворённость образов и живописную выразительность. Несомненной удачей стала картина  Алексея Заусаева «Певец Урала Павел Бажов на Думной горе». Стремление к эпическому пейзажу, к панорамным композициям и мощному красочному строю картины ощущается в эти десятилетия у Олега Бернгарда, Евгения Гудина, Бориса Витомского, Павла Усачёва, Николая Засыпкина. В конце 1950-х годов начался творческий путь Геннадия Мосина, Игоря Симонова, Евгения Широкова и изобразительное искусство Урала обрело с их приходом новых ярких лидеров. 

СУРОВАЯ РОМАНТИКА

Изобразительное искусство Урала 1960-х годов

На волне «оттепели» произошла определенная демократизация художественной жизни края. Оказавшиеся на Урале выпускники столичных художественных вузов демонстрировали не только профессиональный уровень, но стремление к творческой независимости. Лаконичность форм, энергичный ритм и экспрессия цвета, свойственные «суровому стилю», помогали мастерам живописи и графики передать личный взгляд на историю страны и жизнь современников. С 1964 года регулярно проходят региональные выставки «Урал социалистический», на которых экспонируются произведения художников Свердловска, Перми, Челябинска, Оренбурга, Уфы. Крупным событием общественной жизни края стала демонстрация картины «1918 год» (1964) Геннадия Мосина и Миши Брусиловского. Новаторское решение образа Ленина вызвало широкую дискуссию. Трагическим эпизодам Великой Отечественной войны посвятили свои полотна Борис Волков, Евгений Гудин, Ахмат Лутфуллин. Жизнь коренных народов уральского севера отразил Владимир Игошев. О трудовых свершениях уральцев писали картины Игорь Симонов, Нина Костина, Виктор Ни. Образы современников создавали Евгений Широков и Рашид Нурмухаметов. Ориентация на классическое наследие и постоянное желание экспериментировать позволяют Виталию Воловичу достигнуть серьезных результатов в книжной графике. В 1960-х годах начинает свою деятельность уральский андеграунд. Свердловские художники и литераторы Валерий Дьяченко, Анна Таршис и Сергей Сегей объединились в неофициальную группу «Уктусская школа» (1965).

ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Изобразительное искусство Урала 1970-х годов

В эти годы желание быть творчески независимыми, самостоятельными и самодостаточными уже не отпускало художников, и всё болезненнее ощущалась невозможность поиска новых выразительных средств в рамках социалистического реализма. Живопись уральских художников обрела композиционную смелость и многоплановость, философскую глубину и лиричность, а разнообразие художественных приёмов и техник казалось безграничным. Повседневные события: семейные вечера, дружеские застолья и детские игры появились на полотнах Миши Брусиловского, Германа Метелёва, Михаила Назарова, Владимира Бушуева. Величественный, необозримый и загадочный Урал предстал в полотнах Геннадия Мосина, Николая Чеснокова, Сергея Волочаева, Светланы Тарасовой, Николая Засыпкина. Сюрреалистические состояния и образы интересовали Валерия Гаврилова и Михаила Сажаева, своеобразный мир народов Севера утверждился в творчестве Геннадия Райшева. Концептуальную силу обрела уральская графика. Виталий Волович, Алексей Казанцев, Лев Вейберт, Владимир Сысков, Спартак Киприн демонстрировали в своих работах яркую индивидуальность выразительных средств и приемов. Благодаря открытию Уральского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики, в котором работали Владимир Чурсин, Вениамин Степанов, Виктор Реутов, развивался уральский дизайн. 

НА ВОЛНЕ ПЕРЕСТРОЙКИ

Изобразительное искусство Урала 1980-х годов

Уральские художники уже не ограничивались традициями реализма, не идеализировали социалистическую систему. Они стремились к новым художественным задачам, они обращались к сюжетам мирового искусства: на полотнах появлялись «охота на львов», боги и богини, кентавры, сатиры, нимфы, сцены со средневековыми рыцарями и русскими богатырями. Особый интерес мастера питали к библейским сюжетам и уже через них пытались обратиться к современникам. Тяга к абстракции, к освобождению живописи от бытописательства соединялись у Владимира Наседкина, Сергея Брюханова, Татьяны Баданиной с желанием сохранить глубинные традиции классического искусства. Пейзажи Алексея Бурлакова ошеломляли зрителя буйством красок и ощущением былинной мощи Урала. Карнавальная стихия и вдохновенные фантазии Александра Алексеева-Свинкина, Владимира Чурсина, Анатолия Калашникова – демонстрировали свободу самовыражения.

В период «перестройки» в Свердловске проходили независимые от Союза художников выставки. Серьёзный интерес у зрительских масс вызвала Первая экспериментальная выставка «Сурикова, 31», на которой можно было увидеть самые разнообразные направления и течения: от сюрреализма, поп и оп-арта до беспредметничества. Экспонировались картины Виктора Гарта и Виктора Гончарова, арт-объекты Николая Федореева, Владимира Жукова, Евгения Малахина (Букашкина). Успех первой публичной неофициальной выставки окрылил художников. Появились независимые творческие группировки и союзы, художественная жизнь края обрела разнообразие.

В СВОБОДНОМ ПОЛЁТЕ

Изобразительное искусство Урала 1990-х годов

Художественная жизнь Урала в этот период была импульсивной и непредсказуемой. В регионе, как и по всей стране, появились новые художественные группы и сообщества, провозглашавшие звучные манифесты, открывались частные галереи, ориентирующиеся на демонстрацию современного творчества, популярностью у молодёжи пользовались перформансы и хеппенинги, концептуальные проекты, граффити, комиксы и боди-арт. Бесследно исчезли границы, которые ранее определяли всю систему художественных отношений, доступной стала информация о творческих поисках иностранных мастеров, уральские художники получили возможность демонстрировать свои работы на зарубежных выставках и участвовать в крупных международных проектах. Самодеятельные художники, забыв о комплексе неполноценности, всё чаще заявляли о себе.

В 1990-х годах ещё работали признанные мастера Виталий Волович, Герман Метелёв, Миша Брусиловский, Геннадий Райшев, но наряду с ними популярностью у зрителей пользовались художники с оригинальной творческой позицией – Сергей Лаушкин, Николай Предеин, Олег Еловой. 

Активность художников на переломе культурных эпох необычайно возросла, и пусть не всё шло ровно, и рядом с явными успехами были не менее явные провалы, возросшая самостоятельность привела деятелей искусства к более высокой самореализации.

УСТАНОВКА НА СОВРЕМЕННОСТЬ

Изобразительное искусство Урала 2000-х годов

Новой системой организации художественной жизни региона стал Екатеринбургский филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Возникший в 1999 году филиал начал активно внедрять современные художественные практики в пространство города, а позднее распространил свою деятельность на все пространство Уральского федерального округа. Популярность обрел стрит-арт,  разнообразные граффити появлялись на бетонных заборах и промышленных объектах. Объемные композиции из дерева и металла выполнял Сергей Лаушкин, видеоарт практиковал Владимир Селезнёв, проводниками технологического искусства выступали художники арт-группы «Куда бегут собаки».  Живописцы и графики Урала также стремились к обновлению художественного языка. Изысканные абстракции в технике коллажа демонстрировал Сергей Брюханов, экспрессивную живописность – Виктор Оборотистов, Марина Ражева, Екатерина Поединщикова, дизайнерские композиции – Антон Таксис. Свои творческие миры вдумчиво выстраивали Сережа Пикассо, Леонид Баранов и Лев Карнаухов. Дорожил своей самобытностью деятель парадоксального концептуализма Леонид Луговых. Художник уже не стремился стать любимцем публики, ему важно обрести, пусть небольшую, но свою группу единомышленников, понимающих, что творческий процесс — путь к неизведанному.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ БЕЗ ГРАНИЦ

Изобразительное искусство Урала 2010 годов

Начало десятилетия совпало с проведением в Екатеринбурге 1-ой Уральской индустриальной биеннале современного искусства (2010). Демонстрация произведений актуального искусства из разных стран на заводских площадках вызвала интерес у широкого зрителя. Организаторы последующих биеннале (2012, 2015, 2017) заявляли, что художественный проект не просто представляет новаторские образцы современной культуры, но и преображает производственные пространства. Выставки и специальные проекты в рамках биеннале состоялись в Нижнем Тагиле, Ирбите, Первоуральске, Алапаевске и других уральских городах. Подобное крупное международное художественное мероприятие не могло не повлиять на творческую активность уральских художников.  Сергей Рожин, Владимир Селезнёв, Иван Снегирёв, Игорь Усачёв, вдохновляясь образцами советского культурного наследия или китча, стремятся найти новые смыслы привычных традиционных явлений. Им интересны локальные мифы, мировоззрения конкретных сообществ и социальных групп. Обрела популярность и работа с городским пространством: фестиваль уличного искусства «Стенограффия», прошедший в 2010 году в Екатеринбурге, активно расширяет свою географию. Признанным лидером в екатеринбургском стрит-арте стал Тимофей Радя с его «партизанскими практиками», социальными темами и философскими концепциями. Вслед за ним пришло молодое поколение уральских художников, активных и амбициозных, заявляющих, что они готовы к новым свершениям.

 

ИНТЕРЕС К ИЗЯЩНЫМ ИСКУССТВАМ…

Изобразительное искусство Урала 1890-х годов

Долгое время население края воспринимало художников как мастеров исключительно декоративно-прикладного искусства. Лишь в 1887 году в Екатеринбурге прошла Передвижная академическая выставка и уральцы смогли увидеть полотна И. Айвазовского, А. Корзухина, И. Шишкина и других отечественных живописцев. Началось формирование художественного отдела в музее Уральского общества любителей естествознания. Необходимость развивать в публике любовь и интерес к изобразительным искусствам стала главной задачей Екатеринбургского общества любителей изящных искусств (1895). Общество устраивало выставки, в которых участвовали живописец Алексей Денисов-Уральский, скульптор Владимир Алмазов, график Сергей Яковлев. В рисовальных классах при обществе преподавал Николай Плюснин. В 1897 году Общество любителей художеств возникает в Оренбурге. Урал привлекает столичных художников, мастера живописи стремились передать своеобразную красоту природы Каменного Пояса и жизнь горных заводов. В 1890 – 1891 годах творческую поездку по региону совершил Аполлинарий Васнецов. Позднее он переработал живописные этюды в выразительные станковые картины. Николай Касаткин писал портреты рабочих и интерьеры заводских цехов. Василий Суриков и Михаил Нестеров собирали на Урале материал для своих полотен. В конце ХIХ столетия образованные зрители отмечали развитие художественной жизни края.  

С НАДЕЖДАМИ НА ПРОЦВЕТАНИЕ

Изобразительное искусство Урала 1900- годов

Значительным событием для художественной жизни края стало открытие в 1902 году Екатеринбургской художественно-промышленной школы. Первое в регионе государственное художественное учебное заведение должно было поднять уровень местного декоративно-прикладного искусства, но оказало заметное влияние на развитие уральской живописи, графики и скульптуры. Педагоги школы стремились сочетать принципы Академии художеств и местных традиций. Директор Михаил Каменский ставил основной целью нового учебного заведения – художественное развитие воспитанников. Приехавшие из столиц преподаватели Александр Парамонов, Василий Коновалов, Теодор Залькалн, Владимир Алмазов активно участвовали в художественной жизни края. Будущие ювелиры, литейщики, гранильщики, формовщики и краснодеревщики могли совершенствоваться в изобразительном искусстве.  Недаром из школы вышли известные впоследствии мастера: скульптор Иван Шадр, живописцы Иван Слюсарев и Николай Сазонов. В 1907 году в Пермском научно-промышленном музее открывается художественный отдел, а в 1909 возникает Пермское общество любителей живописи, ваяния и зодчества. В это десятилетие популярностью у столичных и уральских зрителей пользовались фольклорно-эпические картины Алексея Денисова-Уральского и сюжеты из жизни русского крестьянства Лукиана Попова. На основе этнографического и краеведческого материала создает произведения, посвященные быту старообрядцев, Владимир Кузнецов. Проводником традиций русского лирического пейзажа на Урале стал Леонард Туржанский.

НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ:

Изобразительное искусство Урала 1910-х годов

Центром художественной жизни региона являлась Екатеринбургская художественно-промышленная школа. В 1910-х годах преподаватели учебного заведения:  Александр Парамонов, Всеволод Ульянов, Николай Вьюнов, Владимир Анастасьев не только предлагали прогрессивные педагогические программы, но демонстрировали собственный высокий уровень в произведениях живописи, графики и скульптуры. Популярностью у зрителей в столицах и провинции пользуются картины Леонарда Туржанского,  Алексея Денисова-Уральского. Авангардные приемы в искусстве демонстрировали Василий Каменский и Давид Бурлюк. 

Революционные катаклизмы 1917 года резко изменили привычную структуру художественной жизни Урала. В кризисе оказываются декоративно-прикладное и ювелирное искусство, Новая власть стремилась привлечь художников к работе в агитационно-массовых мероприятиях. По ленинскому плану монументальной пропаганды возникают памятники революции. В Екатеринбурге продуктивно работает скульптор Степан Эрьзя. На базе Екатеринбургской художественно-промышленной школы возникают Свободные государственные художественные мастерские. Главную роль в них играют мастера авангарда Петр Соколов, Анна Боева, Александр Лабас, Николай Цицковский.  Подобные заведения возникают в Перми, Уфе, Оренбурге, Кунгуре, Кудымкаре. Талантливые мастера Петр Субботин-Пермяк, Иван Кудряшов, Степан Карпов, Александр Тюлькин заявляют об индивидуальных творческих программах. Традиционные установки уральской художественной жизни разрушены, а контуры нового искусства края были еще не ясны.

ОТРАЖЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОННЫХ СВЕРШЕНИЙ

Изобразительное искусство Урала 1920-х годов

В начале 1920-х годов представители левых направлений в искусстве определяли художественную жизнь края. Лидер художников Прикамья Петр Субботин-Пермяк заявлял, что опорой авангарда в провинции может стать только народное искусство. Челябинский живописец Николай Русаков был увлечен экзотикой Востока. К поиску выразительности цвета стремились уфимские художники Александр Тюлькин, Юлий Блюменталь, Касым Девлеткильдеев. Своеобразным художественным мышлением отличался оренбургский мастер Сергей Калмыков. В Уральском художественном техникуме (Свердловск) благодаря Петру Шарлаимову и Сергею Шаховскому развивается скульптурное отделение. Авторитетом у свердловских живописцев пользуется Леонард Туржанский, в мастерскую мастера в Малом Истоке приезжают Иван Слюсарев, Николай Сазонов, Андрей Узких. В 1925 году в столице Урала открыт филиал Ассоциации художников революционной России, его возглавил Александр Парамонов. Крупные выставки изобразительного искусства прошли в Перми и Свердловске. Художественные критики все активнее призывают мастеров искусства отражать в своих произведениях революционные свершения и процесс строительства социализма.

ПОД ЗНАМЕНЕМ СОЦРЕАЛИЗМА
Изобразительное искусство Урала 1930-х годов

Возникновение Союза советских художников (1932) привело к установлению командно-административного метода руководства мастерами искусств. Уральские живописцы, графики и скульпторы отныне вынуждены создавать свои произведения в рамках соцреализма. Партийное руководство заявляло, что художники обязаны представлять в своих полотнах достижения социализма и героев труда. В составе творческих бригад на строительство Уралмаша и Магнитогорска приезжают мастера из Москвы и Ленинграда. Трудовые свершения уральцев отражают в своих полотнах Борис Иогансон, Василий Рождественский, Юрий Пименов, Серафима Рянгина, Самуил Адливанкин. Рядом с ними работают свердловские художники Николай Аввакумов, Герман Мелентьев, Александр Давыдов, Николай Сазонов. В Свердловске, Челябинске, Уфе прошли крупные художественные выставки «Гиганты Урала» (1931) и «Урало-Кузбасс в живописи» (1935 – 1936). Жесткий контроль со стороны чиновников, обвинявших неугодных художников в «буржуазном формализме», ограничил творческие эксперименты с композицией и цветом. Пленэрная живописность сохранялась в это время в пейзажных работах Леонарда Туржанского, Ивана Слюсарева и близких им по духу мастеров. 

В ГОДЫ СУРОВЫХ ИСПЫТАНИЙ

Изобразительное искусство Урала 1940-х годов

В начале Великой Отечественной войны на Урал эвакуируют предприятия культуры и художественные организации. В Свердловске размещают коллекции Эрмитажа, в Перми – собрания Русского музея. Свердловская организация Союза художников пополнилась мастерами, приехавшими из Москвы, Ленинграда, Киева. Среди них: живописец Юлий Бершадский, график Петр Васильев, скульптор Сергей Меркуров. В Перми работали Борис Иогансон, Виктор Орешников, в Нижнем Тагиле — Дмитрий Кавалершин и Михаил Крамской. Столичные и местные художники совместно трудились над агитпродукцией для «Окон ТАСС». Регулярно создавали плакаты Сергей Михайлов, Олег Бернгард, Виктор Зинов. На художественных выставках военного времени экспонировали произведения Владимир Кузнецов, Иван Слюсарев, Николай Голубчиков, Анна Бершадская-Столяр. Деятели изобразительного искусства на фронте и в тылу создали художественную летопись Великой Отечественной войны, сохранив для последующих поколений память о суровых испытаниях. 

В послевоенные годы в отечественном искусстве сохраняется установка на соцреализм и жесткий идеологический контроль. Местные власти призывают художников больше работать над индустриальной темой. Заводские сцены изображают Борис Смирнов и Александр Бурак, виды уральских городов представлены на акварелях Бориса Семенова. Ориентируясь на столичные установки уральские мастера уделяют внимание и местным темам: неизменной любовью у зрителей пользуется пейзаж, сказы Павла Бажова дарят художникам новые выразительные сюжеты и образы.

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

Изобразительное искусство Урала 1950-х годов

В начале десятилетия сохранялся строгий контроль над деятелями искусства, мастера Союза художников  писали заказные историко-революционные полотна и жанровые картины о строителях социализма. В эти годы творческие организации Урала пополняются молодыми мастерами, активными и талантливыми художниками. Во второй половине 1950-х годов благодаря «оттепели» начинается медленный процесс освобождения от соцреалистических штампов в искусстве. Художники все чаще стремятся к оригинальным сюжетам и композициям. На выставках края экспонируются работы Бориса Волкова, Аркадия Охлупина, Владимира Терёхина о революционных преобразованиях.  Популярностью у зрителей пользуются жанровые произведения Александра Бурака. В портретном жанре, наряду со зрелыми мастерами Юлием Бершадским и Германом Мелентьевым, выступали Геннадий Гаев, Павел Воинков, Иван Нестеров, Сергей Зюмбилов. Художники стремились решить тему труда уральских мастеров через одухотворённость образов и живописную выразительность. Несомненной удачей стала картина  Алексея Заусаева «Певец Урала Павел Бажов на Думной горе». Стремление к эпическому пейзажу, к панорамным композициям и мощному красочному строю картины ощущается в эти десятилетия у Олега Бернгарда, Евгения Гудина, Бориса Витомского, Павла Усачёва, Николая Засыпкина. В конце 1950-х годов начался творческий путь Геннадия Мосина, Игоря Симонова, Евгения Широкова и изобразительное искусство Урала обрело с их приходом новых ярких лидеров. 

СУРОВАЯ РОМАНТИКА

Изобразительное искусство Урала 1960-х годов

На волне «оттепели» произошла определенная демократизация художественной жизни края. Оказавшиеся на Урале выпускники столичных художественных вузов демонстрировали не только профессиональный уровень, но стремление к творческой независимости. Лаконичность форм, энергичный ритм и экспрессия цвета, свойственные «суровому стилю», помогали мастерам живописи и графики передать личный взгляд на историю страны и жизнь современников. С 1964 года регулярно проходят региональные выставки «Урал социалистический», на которых экспонируются произведения художников Свердловска, Перми, Челябинска, Оренбурга, Уфы. Крупным событием общественной жизни края стала демонстрация картины «1918 год» (1964) Геннадия Мосина и Миши Брусиловского. Новаторское решение образа Ленина вызвало широкую дискуссию. Трагическим эпизодам Великой Отечественной войны посвятили свои полотна Борис Волков, Евгений Гудин, Ахмат Лутфуллин. Жизнь коренных народов уральского севера отразил Владимир Игошев. О трудовых свершениях уральцев писали картины Игорь Симонов, Нина Костина, Виктор Ни. Образы современников создавали Евгений Широков и Рашид Нурмухаметов. Ориентация на классическое наследие и постоянное желание экспериментировать позволяют Виталию Воловичу достигнуть серьезных результатов в книжной графике. В 1960-х годах начинает свою деятельность уральский андеграунд. Свердловские художники и литераторы Валерий Дьяченко, Анна Таршис и Сергей Сегей объединились в неофициальную группу «Уктусская школа» (1965).

ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Изобразительное искусство Урала 1970-х годов

В эти годы желание быть творчески независимыми, самостоятельными и самодостаточными уже не отпускало художников, и всё болезненнее ощущалась невозможность поиска новых выразительных средств в рамках социалистического реализма. Живопись уральских художников обрела композиционную смелость и многоплановость, философскую глубину и лиричность, а разнообразие художественных приёмов и техник казалось безграничным. Повседневные события: семейные вечера, дружеские застолья и детские игры появились на полотнах Миши Брусиловского, Германа Метелёва, Михаила Назарова, Владимира Бушуева. Величественный, необозримый и загадочный Урал предстал в полотнах Геннадия Мосина, Николая Чеснокова, Сергея Волочаева, Светланы Тарасовой, Николая Засыпкина. Сюрреалистические состояния и образы интересовали Валерия Гаврилова и Михаила Сажаева, своеобразный мир народов Севера утверждился в творчестве Геннадия Райшева. Концептуальную силу обрела уральская графика. Виталий Волович, Алексей Казанцев, Лев Вейберт, Владимир Сысков, Спартак Киприн демонстрировали в своих работах яркую индивидуальность выразительных средств и приемов. Благодаря открытию Уральского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики, в котором работали Владимир Чурсин, Вениамин Степанов, Виктор Реутов, развивался уральский дизайн. 

НА ВОЛНЕ ПЕРЕСТРОЙКИ

Изобразительное искусство Урала 1980-х годов

Уральские художники уже не ограничивались традициями реализма, не идеализировали социалистическую систему. Они стремились к новым художественным задачам, они обращались к сюжетам мирового искусства: на полотнах появлялись «охота на львов», боги и богини, кентавры, сатиры, нимфы, сцены со средневековыми рыцарями и русскими богатырями. Особый интерес мастера питали к библейским сюжетам и уже через них пытались обратиться к современникам. Тяга к абстракции, к освобождению живописи от бытописательства соединялись у Владимира Наседкина, Сергея Брюханова, Татьяны Баданиной с желанием сохранить глубинные традиции классического искусства. Пейзажи Алексея Бурлакова ошеломляли зрителя буйством красок и ощущением былинной мощи Урала. Карнавальная стихия и вдохновенные фантазии Александра Алексеева-Свинкина, Владимира Чурсина, Анатолия Калашникова – демонстрировали свободу самовыражения.

В период «перестройки» в Свердловске проходили независимые от Союза художников выставки. Серьёзный интерес у зрительских масс вызвала Первая экспериментальная выставка «Сурикова, 31», на которой можно было увидеть самые разнообразные направления и течения: от сюрреализма, поп и оп-арта до беспредметничества. Экспонировались картины Виктора Гарта и Виктора Гончарова, арт-объекты Николая Федореева, Владимира Жукова, Евгения Малахина (Букашкина). Успех первой публичной неофициальной выставки окрылил художников. Появились независимые творческие группировки и союзы, художественная жизнь края обрела разнообразие.

В СВОБОДНОМ ПОЛЁТЕ

Изобразительное искусство Урала 1990-х годов

Художественная жизнь Урала в этот период была импульсивной и непредсказуемой. В регионе, как и по всей стране, появились новые художественные группы и сообщества, провозглашавшие звучные манифесты, открывались частные галереи, ориентирующиеся на демонстрацию современного творчества, популярностью у молодёжи пользовались перформансы и хеппенинги, концептуальные проекты, граффити, комиксы и боди-арт. Бесследно исчезли границы, которые ранее определяли всю систему художественных отношений, доступной стала информация о творческих поисках иностранных мастеров, уральские художники получили возможность демонстрировать свои работы на зарубежных выставках и участвовать в крупных международных проектах. Самодеятельные художники, забыв о комплексе неполноценности, всё чаще заявляли о себе.

В 1990-х годах ещё работали признанные мастера Виталий Волович, Герман Метелёв, Миша Брусиловский, Геннадий Райшев, но наряду с ними популярностью у зрителей пользовались художники с оригинальной творческой позицией – Сергей Лаушкин, Николай Предеин, Олег Еловой. 

Активность художников на переломе культурных эпох необычайно возросла, и пусть не всё шло ровно, и рядом с явными успехами были не менее явные провалы, возросшая самостоятельность привела деятелей искусства к более высокой самореализации.

УСТАНОВКА НА СОВРЕМЕННОСТЬ

Изобразительное искусство Урала 2000-х годов

Новой системой организации художественной жизни региона стал Екатеринбургский филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Возникший в 1999 году филиал начал активно внедрять современные художественные практики в пространство города, а позднее распространил свою деятельность на все пространство Уральского федерального округа. Популярность обрел стрит-арт,  разнообразные граффити появлялись на бетонных заборах и промышленных объектах. Объемные композиции из дерева и металла выполнял Сергей Лаушкин, видеоарт практиковал Владимир Селезнёв, проводниками технологического искусства выступали художники арт-группы «Куда бегут собаки».  Живописцы и графики Урала также стремились к обновлению художественного языка. Изысканные абстракции в технике коллажа демонстрировал Сергей Брюханов, экспрессивную живописность – Виктор Оборотистов, Марина Ражева, Екатерина Поединщикова, дизайнерские композиции – Антон Таксис. Свои творческие миры вдумчиво выстраивали Сережа Пикассо, Леонид Баранов и Лев Карнаухов. Дорожил своей самобытностью деятель парадоксального концептуализма Леонид Луговых. Художник уже не стремился стать любимцем публики, ему важно обрести, пусть небольшую, но свою группу единомышленников, понимающих, что творческий процесс — путь к неизведанному.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ БЕЗ ГРАНИЦ

Изобразительное искусство Урала 2010 годов

Начало десятилетия совпало с проведением в Екатеринбурге 1-ой Уральской индустриальной биеннале современного искусства (2010). Демонстрация произведений актуального искусства из разных стран на заводских площадках вызвала интерес у широкого зрителя. Организаторы последующих биеннале (2012, 2015, 2017) заявляли, что художественный проект не просто представляет новаторские образцы современной культуры, но и преображает производственные пространства. Выставки и специальные проекты в рамках биеннале состоялись в Нижнем Тагиле, Ирбите, Первоуральске, Алапаевске и других уральских городах. Подобное крупное международное художественное мероприятие не могло не повлиять на творческую активность уральских художников.  Сергей Рожин, Владимир Селезнёв, Иван Снегирёв, Игорь Усачёв, вдохновляясь образцами советского культурного наследия или китча, стремятся найти новые смыслы привычных традиционных явлений. Им интересны локальные мифы, мировоззрения конкретных сообществ и социальных групп. Обрела популярность и работа с городским пространством: фестиваль уличного искусства «Стенограффия», прошедший в 2010 году в Екатеринбурге, активно расширяет свою географию. Признанным лидером в екатеринбургском стрит-арте стал Тимофей Радя с его «партизанскими практиками», социальными темами и философскими концепциями. Вслед за ним пришло молодое поколение уральских художников, активных и амбициозных, заявляющих, что они готовы к новым свершениям.