ЭКСПЕРТИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Участники «Школы кураторов», организованной Галереей Синара Арт при поддержке Благотворительного фонда «Синара», в рамках практических занятий проекта провели технико-технологическое неразрушающее исследование шести работ из коллекции Галереи Синара Арт. Анализ проводился под руководством заведующей лабораторией художественных практик музейных технологий УрФУ и заведующей сектором русского искусства ЕМИИ Тамарой Александровной Галеевой, а также художника-реставратора ЕМИИ Михаила Мингазтдинова.

В ходе занятия были использованы несколько методов, о которых рассказали эксперты. Это микроскопическое исследование, ультрафиолетовое излучение, инфракрасная рефлектография, рентгенофлуоресцентный анализ. В ходе занятия и благодаря полученным данным студенты узнали, как обозначенные исследования смогут помочь им в дальнейшей кураторской деятельности, например, установить подлинность произведения или определить особенности техники художника. 

Куратор просветительского проекта «Школа кураторов» и арт-директор Галереи Синара Арт Юлия Борзенкова выбрала из выполненных домашних заданий по экспертизе художественных произведений два, которые наиболее точно раскрывают суть и результаты методов экспертизы.

Варвара Шиндина: Лицеистка СУНЦ УрФУ, участница олимпиад по гуманитарным предметам, выпускница проекта «Школа кураторов». Исследует современное искусство в контексте городской среды, работает со языком, символами и образами, мечтает открыть собственную галерею.

Технико-технологическое исследование художественного произведения Екатерины Поединщиковой «Марадона» из коллекции Галереи Синара Арт

Технико-технологическая экспертиза является важной частью художественного процесса. Руководствуясь научно доказанными методами, она позволяет с максимальной точностью установить данные, необходимые как исследователю-реставратору, так и куратору и галеристу. Экспертиза помогает установить подлинность произведения, определить авторство, ознакомиться с качественным составом работы. Все эти показатели с успехом могут использоваться в научной и практической деятельности.

Первый и самый, на мой взгляд, зрелищный и информативный метод экспертизы — микроскопия. Использование цифрового микроскопа позволяет в прямом смысле углубиться в картину. Увеличение изображения даёт возможность увидеть смешение красок, систему наложенных мазков и состав картины. Исходя из полученных данных становится возможным не только определить состояние картины и, соответственно, возможность её экспонирования, но и узнать больше о колористическом методе работы художника. Наличие этих данных играет решающую роль в составлении материалов к выставке.

Следующий метод исследования — ультрафиолетовое излучение. Под его воздействием основная часть видимых цветов тускнеет, а белила и лаковое покрытие холста начинают светиться ярче. Данные, полученные в результате исследования с помощью ультрафиолета позволяют установить возраст картины, специфику краски, а также узнать, дополнялась ли работа элементами с течением времени. Для куратора многие из этих данных могут стать важными в определении экспозиционной полезности картины. Кроме того, полученная информация может стать определяющей при написании кураторских текстов и научных работ.

Инфракрасное излучение является самым продуктивным методом экспертизы. Оно, например, позволяет установить, находится ли под красочным слоем ещё одно изображение, увидеть, каким был авторский эскиз, совпадает ли конечное изображение с тем, которое художник задумывал изначально. Такие выводы могут не только изменить ракурс рассмотрения картины в социокультурном контексте, но и сыграть на руку творческой идее куратора.

Последний рассмотренный вид экспертизы — рентгенофлуоресцентный анализ. Экзотического вида аппарат позволяет установить, что находится в составе краски. Такой вид анализа может стать определяющим при идентификации работы: например, в картине использованы такие краски, которыми художник, по установленным данным, никогда не писал. Таким образом, рентгенофлуоресцентный анализ может поставить под сомнение вопрос авторства картины. Для куратора это является невероятно важным при составлении экспозиции и написания этикетажа.                                                  

Все перечисленные виды исследования были применены на картине Е. С. Поединщиковой «Марадона». Микроскопия позволила увидеть, как художница смешивает цвета для получения сложного колористического эффекта, а также построить несколько гипотез относительно состава  объёмных элементов работы. 

Ультрафиолетовое излучение подсвечивает крупные светлые подтёки, незаметные при обычном освещении — таким образом, можно сделать вывод, что они выполнены лаком-полимером для достижения объёма и многослойности композиции. 

Инфракрасное излучение подтверждает основной метод работы художницы: не выявив никаких набросков и эскизов, анализ сообщает, что она работает в экспрессивной манере без подготовительных этапов, сразу нанося красочный слой.

                                                                                                                                                                                                   

Рентгенофлуоресцентный анализ в разных местах картины показывает, что в подавляющем большинстве использованы титановые белила с примесями хрома, цинка, вольфрама.

  Результаты рентгенофлуоресцентного анализа

Таким образом, технико-технологический анализ способствует подтверждению или опровержению гипотез, выдвинутых исследователями и кураторами. Этот тип деятельности позволяет установить многие данные, которые нельзя получить иным способом, но которые могут напрямую повлиять на дальнейшую судьбу картины и контекст социокультурного поля, выстроенного вокруг неё.

Лиза Бебенина: студентка 3 курса социально-культурной деятельности в УрФУ, участница независимого творческого объединения NEZATVOR, в котором создает выставки, ведет онлайн-галерею и продвигает молодых авторов. Победительница «Школы кураторов» в номинации «Специальный проект»

Технико-технологическое исследование произведения Ивана Корзухина «Женский портрет» из коллекции Галереи Синара Арт

Современный мир переполнен вещами и информацией, из-за чего возникла потребность проверять их ценность. В искусствоведческой практике картины великих художников принято считать более значимыми, чем творчество непризнанных живописцев. Знаменитая «Мона Лиза» гениального Леонардо Да Винчи находится в Лувре под защитным стеклом и дистанцирована от публики на пару метров. Однако, подлинность живописных произведений, представленных на выставке важна независимо от степени признанности их автора, чтобы не происходила дезинформация зрителя.  Известно о махинациях мошенников, которые подделывают полотна популярных художников из-за жажды денег. Также иногда случаются ошибки в музейных и галерейных фондах и работа теряет своего автора. Благодаря научному исследованию можно определить не только материалы, время, регион создания картины, но и установить причастность к какой-либо художественной школе или направлению. Искусствоведы могут доказать или опровергнуть ценность картины с помощью нескольких методов экспертизы.  

Один из способов естественно-научного анализа художественных объектов – ультрафиолетовое излучение. Применение этого метода сводится к наблюдению за проявляющейся люминесценцией, когда вещества начинают светиться в темноте под действием ультрафиолетовых лучей. Полезную информацию может дать свечение лакового покрытия холста. Свежий лак в ультрафиолете выглядит темнее, также пятнами могут проступать отреставрированные участки и переписанные подписи. По свечению белой краски можно определить из какого они химического состава и предположить временной период создания картины. Например, цинковые белила – чем старше, тем желтее.

Действенный метод экспертизы – инфракрасная рефлектография. С помощью инфракрасного излучения возможно исследовать нижележащие скрытые слои. Так определяются возможные эскизные рисунки под краской, становится виден первоначальный вариант полотна. Также можно установить наличие подписей под верхним слоем живописи.  

Подлинность картины можно определить благодаря рентгенофлуоресцентному анализу. Специальное устройство с помощью рентгеновского излучения показывает пигменты, которые использовал автор. Данный метод выявляет металлы, содержащиеся в веществе.  

Важным методом экспертизы является микроскопическое исследование.  Оно дает информацию о методике нанесения слоев краски, а также о том, подвергалась ли работа правке, переписи или реставрации. Особое внимание уделяют подписи. Если она наносилась до лакового покрытия, то, скорее всего, работа оригинальная, если после — возможно, подделка. Таким образом, микроскоп позволяет определить сохранность, сделать вывод о подлинности подписи, предположить датировку произведения и установить стиль письма художника. 

На практическом занятии были использованы перечисленные методы  экспертизы. При изучении «Женского портрета» А.И. Корзухина благодаря рентгенофлюоресцентному анализу было выявлено содержание цинка в красках, это подтвердило также ультрафиолетовое излучение картины, ведь белила начали отдавать желтизной.

 

Отсюда следует, что картина старая и действительно может быть 1892 года, как было заявлено. Также к этой картине был применен метод инфракрасной рефлектографии. С помощью специальной камеры стало возможным разглядеть первоначальный эскиз картины.

 

 

 

Результаты рентгенофлуоресцентного анализа

Куратору, для которого провенанс выставляемых на выставке произведений, несомненно, важен, с определением  их подлинности  может помочь эксперт, который занимается естественно научным анализом.

 

Участники «Школы кураторов», организованной Галереей Синара Арт при поддержке Благотворительного фонда «Синара», в рамках практических занятий проекта провели технико-технологическое неразрушающее исследование шести работ из коллекции Галереи Синара Арт. Анализ проводился под руководством заведующей лабораторией художественных практик музейных технологий УрФУ и заведующей сектором русского искусства ЕМИИ Тамарой Александровной Галеевой, а также художника-реставратора ЕМИИ Михаила Мингазтдинова.

В ходе занятия были использованы несколько методов, о которых рассказали эксперты. Это микроскопическое исследование, ультрафиолетовое излучение, инфракрасная рефлектография, рентгенофлуоресцентный анализ. В ходе занятия и благодаря полученным данным студенты узнали, как обозначенные исследования смогут помочь им в дальнейшей кураторской деятельности, например, установить подлинность произведения или определить особенности техники художника. 

Куратор просветительского проекта «Школа кураторов» и арт-директор Галереи Синара Арт Юлия Борзенкова выбрала из выполненных домашних заданий по экспертизе художественных произведений два, которые наиболее точно раскрывают суть и результаты методов экспертизы.

Варвара Шиндина: Лицеистка СУНЦ УрФУ, участница олимпиад по гуманитарным предметам, выпускница проекта «Школа кураторов». Исследует современное искусство в контексте городской среды, работает со языком, символами и образами, мечтает открыть собственную галерею.

Технико-технологическое исследование художественного произведения Екатерины Поединщиковой «Марадона» из коллекции Галереи Синара Арт

 

Технико-технологическая экспертиза является важной частью художественного процесса. Руководствуясь научно доказанными методами, она позволяет с максимальной точностью установить данные, необходимые как исследователю-реставратору, так и куратору и галеристу. Экспертиза помогает установить подлинность произведения, определить авторство, ознакомиться с качественным составом работы. Все эти показатели с успехом могут использоваться в научной и практической деятельности.

Первый и самый, на мой взгляд, зрелищный и информативный метод экспертизы — микроскопия. Использование цифрового микроскопа позволяет в прямом смысле углубиться в картину. Увеличение изображения даёт возможность увидеть смешение красок, систему наложенных мазков и состав картины. Исходя из полученных данных становится возможным не только определить состояние картины и, соответственно, возможность её экспонирования, но и узнать больше о колористическом методе работы художника. Наличие этих данных играет решающую роль в составлении материалов к выставке.

Следующий метод исследования — ультрафиолетовое излучение. Под его воздействием основная часть видимых цветов тускнеет, а белила и лаковое покрытие холста начинают светиться ярче. Данные, полученные в результате исследования с помощью ультрафиолета позволяют установить возраст картины, специфику краски, а также узнать, дополнялась ли работа элементами с течением времени. Для куратора многие из этих данных могут стать важными в определении экспозиционной полезности картины. Кроме того, полученная информация может стать определяющей при написании кураторских текстов и научных работ.

Инфракрасное излучение является самым продуктивным методом экспертизы. Оно, например, позволяет установить, находится ли под красочным слоем ещё одно изображение, увидеть, каким был авторский эскиз, совпадает ли конечное изображение с тем, которое художник задумывал изначально. Такие выводы могут не только изменить ракурс рассмотрения картины в социокультурном контексте, но и сыграть на руку творческой идее куратора.

Последний рассмотренный вид экспертизы — рентгенофлуоресцентный анализ. Экзотического вида аппарат позволяет установить, что находится в составе краски. Такой вид анализа может стать определяющим при идентификации работы: например, в картине использованы такие краски, которыми художник, по установленным данным, никогда не писал. Таким образом, рентгенофлуоресцентный анализ может поставить под сомнение вопрос авторства картины. Для куратора это является невероятно важным при составлении экспозиции и написания этикетажа.

Все перечисленные виды исследования были применены на картине Е. С. Поединщиковой «Марадона». Микроскопия позволила увидеть, как художница смешивает цвета для получения сложного колористического эффекта, а также построить несколько гипотез относительно состава  объёмных элементов работы. 

Ультрафиолетовое излучение подсвечивает крупные светлые подтёки, незаметные при обычном освещении — таким образом, можно сделать вывод, что они выполнены лаком-полимером для достижения объёма и многослойности композиции. 

Инфракрасное излучение подтверждает основной метод работы художницы: не выявив никаких набросков и эскизов, анализ сообщает, что она работает в экспрессивной манере без подготовительных этапов, сразу нанося красочный слой.

Рентгенофлуоресцентный анализ в разных местах картины показывает, что в подавляющем большинстве использованы титановые белила с примесями хрома, цинка, вольфрама.

Таким образом, технико-технологический анализ способствует подтверждению или опровержению гипотез, выдвинутых исследователями и кураторами. Этот тип деятельности позволяет установить многие данные, которые нельзя получить иным способом, но которые могут напрямую повлиять на дальнейшую судьбу картины и контекст социокультурного поля, выстроенного вокруг неё.

иза Бебенина: студентка 3 курса социально-культурной деятельности в УрФУ, участница независимого творческого объединения NEZATVOR, в котором создает выставки, ведет онлайн-галерею и продвигает молодых авторов. Победительница «Школы кураторов» в номинации «Специальный проект»

Технико-технологическое исследование произведения Ивана Корзухина «Женский портрет» из коллекции Галереи Синара Арт

Современный мир переполнен вещами и информацией, из-за чего возникла потребность проверять их ценность. В искусствоведческой практике картины великих художников принято считать более значимыми, чем творчество непризнанных живописцев. Знаменитая «Мона Лиза» гениального Леонардо Да Винчи находится в Лувре под защитным стеклом и дистанцирована от публики на пару метров. Однако, подлинность живописных произведений, представленных на выставке важна независимо от степени признанности их автора, чтобы не происходила дезинформация зрителя.  Известно о махинациях мошенников, которые подделывают полотна популярных художников из-за жажды денег. Также иногда случаются ошибки в музейных и галерейных фондах и работа теряет своего автора. Благодаря научному исследованию можно определить не только материалы, время, регион создания картины, но и установить причастность к какой-либо художественной школе или направлению. Искусствоведы могут доказать или опровергнуть ценность картины с помощью нескольких методов экспертизы.  

Один из способов естественно-научного анализа художественных объектов – ультрафиолетовое излучение. Применение этого метода сводится к наблюдению за проявляющейся люминесценцией, когда вещества начинают светиться в темноте под действием ультрафиолетовых лучей. Полезную информацию может дать свечение лакового покрытия холста. Свежий лак в ультрафиолете выглядит темнее, также пятнами могут проступать отреставрированные участки и переписанные подписи. По свечению белой краски можно определить из какого они химического состава и предположить временной период создания картины. Например, цинковые белила – чем старше, тем желтее.

Действенный метод экспертизы – инфракрасная рефлектография. С помощью инфракрасного излучения возможно исследовать нижележащие скрытые слои. Так определяются возможные эскизные рисунки под краской, становится виден первоначальный вариант полотна. Также можно установить наличие подписей под верхним слоем живописи.  

Подлинность картины можно определить благодаря рентгенофлуоресцентному анализу. Специальное устройство с помощью рентгеновского излучения показывает пигменты, которые использовал автор. Данный метод выявляет металлы, содержащиеся в веществе.  

Важным методом экспертизы является микроскопическое исследование.  Оно дает информацию о методике нанесения слоев краски, а также о том, подвергалась ли работа правке, переписи или реставрации. Особое внимание уделяют подписи. Если она наносилась до лакового покрытия, то, скорее всего, работа оригинальная, если после — возможно, подделка. Таким образом, микроскоп позволяет определить сохранность, сделать вывод о подлинности подписи, предположить датировку произведения и установить стиль письма художника. 

На практическом занятии были использованы перечисленные методы  экспертизы. При изучении «Женского портрета» А.И. Корзухина благодаря рентгенофлюоресцентному анализу было выявлено содержание цинка в красках, это подтвердило также ультрафиолетовое излучение картины, ведь белила начали отдавать желтизной.

Отсюда следует, что картина старая и действительно может быть 1892 года, как было заявлено. Также к этой картине был применен метод инфракрасной рефлектографии. С помощью специальной камеры стало возможным разглядеть первоначальный эскиз картины.

Куратору, для которого провенанс выставляемых на выставке произведений, несомненно, важен, с определением  их подлинности  может помочь эксперт, который занимается естественно научным анализом.