1977 г.
Во время обучения в средней школе ходила в станцию «Юный Техник», где занималась рисованием и разными видами декоративно-прикладного искусства. Играла на домбре.
1980 г.
Ездила со своими работами в Свердловское художественное училище имени И.Д.Шадра, но переезжать в чужой город ей запретили родители. В этом же году поступила в Алапаевский инженерный техникум на специальность «эксплуатация промышленного железнодорожного транспорта». Рисовала стенгазеты, оформляла праздники.
1984 г.
Защитила диплом «Автоматика, телемеханика и связь на промышленном железнодорожном транспорте в условиях Челябинского металлургического комбината». Переехала в Нижний Тагил по распределению на должность стрелочницы (ВГОК).
1987-2000 г.
Работа диспетчером железнодорожного транспорта. Ездила по комсомольским профсоюзным путевкам в Азербайджан, Узбекистан, Румынию, Болгарию, Латвию. Отдав 16 лет железной дороге, продолжала рисовать стенгазеты, плакаты на праздники, поздравления коллегам.
2000- 2009 г.
Сменила множество профессий, в основном в сфере торговли. Подрабатывала на Гальянском оптовом рынке.
2009-2020 г.
Была кассиром цеховых столовых (колесо-бандажный, доменный и др.) на Нижнетагильском Металлургическом комбинате. Рисовала плакаты к праздникам.
1992 г.
В возрасте почти двух лет была отправлена мамой из Нижнего Тагила в г. Алапаевск на воспитание к бабушке (мама остаётся в Тагиле зарабатывать деньги и приезжает к дочке на выходные). Бабушка научила читать и считать.
1997-2007 г.
Школа. Во время обучения в младшей школе посещала кукольный кружок, где в небольшом подвальчике дети изготавливали кукол из папье-маше и ткани. Весь подвал был увешан куклами и макетами, а руководительница рассказывала много дивных историй (микс русского фольклора и телевизионной повестки тех лет: теории заговора, инопланетяне, ожидание апокалипсиса и рецепты «спасения»). «Молитесь, дети!» — говорила руководительница, пришивая к Петрушке нос. Это запомнилось остро.
2001 г.
Первая коллаборация с мамой. Роспись панно во всю стену в бревенчатом доме садового товарищества.
2002- 2005 г.
В старшей школе записалась в художественную школу, где ближайшие три года рисовала натюрморты. Там же был дополнительный класс росписи подносов. Запомнилось.
2002 г.
Вторая коллаборация с мамой, роспись панно на всю стену в кабинете литературы, сюжет «Война и мир».
2005 г.
Поступление в Лицей в филологический класс (10-11 классы). Это была значительная смена среды после школы заводского района, где энергия учителей расточалась в основном на борьбу с дисциплиной учеников.
2006 г.
Первый заработок на Гальяно-горбуновском вещевом рынке. Сначала в качестве продавца детских колготок, потом в качестве оформителя рекламных баннеров. Первая поездка на первые заработанные на рынке деньги за пределы Нижнего Тагила в огромный Санкт-Петербург с подругой вдвоём. Шок.
2007 г.
Окончание школы и полная растерянность, куда поступать.
Решительный переезд в Екатеринбург. (Ссора с бабушкой).
Из Нижнего Тагила уезжать никогда не хотелось. Необходимость переезда — острое желание вырваться за пределы семьи и ВМЗ (район детства).
2007-2009 г.
Проживание в Екатеринбурге, поиск своего места.
Многочисленная смена работ от официанта, мерчендайзера METRO до продавца сладкой ваты.
Метание между академической средой и маргинальным кругом общения. Освоение самостоятельного передвижения между городами (автостоп).
Первые попытки художественных высказываний.
2009-2010 г.
Решительное возращение в Тагил. Гражданский брак с барабанщиком панк-группы.
Работа в хлебном киоске на частного предпринимателя армянского происхождения. Первые автопортреты маслом и сюжеты по тагильским мотивам.
Второй решительный переезд в Екатеринбург. Поступление в УрГаха. На специальность керамики с подругой пошли, бросив жребий (керамика vs кузнечное дело). С глиной до этого работать не приходилось.
2010-2013 г.
Жадное обучение в Академии.
Дополнительно самостоятельное освоение портретной живописи маслом. Участие в многочисленных конкурсах, выставках. Повышенная стипендия.
2012 г.
Знакомство с фондом Культурный Транзит. Участие в пленэре вместе с голландцами, которых привезла Евгения Никитина из Эйндховена. Выход «за рамки холста». Эксперименты с материалом. Знакомство с местными современными художниками.
Знакомство с тагильской арт-группой Лабораторий Событий, участие в их проектах. Привоз в Тагил друзей художников на проекты Лаборатории Событий.
Летняя практика на старом подмосковном керамическом заводе г. Скопин. Столкновение с керамической «реальностью». Шок.
2013 г.
Смерть бабушки, маминой мамы.
Первая персональная выставка в холле Дома Кино («Поиск равновенсия» совместно с П. Лапыш).
2014 г.
Дружба с Фондом Культурный Транзит. Евгения Никитина пригласила работать в общей мастерской сначала в БЦ «Манхэттен», потом в небольшом подвале на Пушкина, 24. Участие в проектах Фонда.
Работа учителем рисования в частной школе.
Керамический симпозиум «Байкалкерамистика» на о. Ольхон. Знакомство с сибирской керамической школой. Пробудившийся интерес к Востоку.
Вторая персональная выставка во вьетнамском Кафе («Поток-4 и нить шелкопряда», куратор С. Потеряев).
Из-за отсутствия собственной печки для обжига керамики, изобретает альтернативные способы работы с глиной.
Первые «хтоники» (персонажи из глины, дерева и сена). Презентация «хтони» на выставках «Герои» (куратор А.Белов), «Бажовфест», «Нетемно» и др.
2015 г.
Персональная выставка серии картин «Тагил. Je t'aime». Эта серия по мотивам тагильской лаковой росписи — признание в созависимости к городу детства.
Несмотря на физический переезд, «ментальный переезд» не случился. Маша считает себя «тагилоцентристом».
2016 г.
Персональная выставка портретов «Толи ты тут, толи ты там».
Затворничество в подвале Фонда. Поиск новых форм. Кризис студенчества. Метание между академическим и современным искусством.
Продала компьютер, купила свою первую печь. Это был значительный этап.
Академическая база опиралась на абстрактные художественные упражнения в керамике, технологических знаний остро не хватало, добывать их поначалу приходилось с трудом.
Устроение первых «лепкотус» в фонде Культурный Транзит.
Поиск формата своего художественного объединения.
2017 г.
Работа на частном керамическом заводе по изготовлению посуды. Командировка на таволожский завод.
Знакомство с мастерами-универсалами «старой закалки».
Знакомство с Лабораторией Практического Востоковедения (ЛПВ) и Е. Ефремовым. Смешение участников ЛПВ и лепкотусы. Идейное столкновение.
2018 г.
Первая совместная выставка и основание художественного объединения ГУЙ. Первая заграничная поездка и первый полет на самолете. Резиденция в Гамбурге (Фонд «Культурный транзит»).
2019 г.
Поездка в Шотландию (как победитель гранта Signet Land-art). Совместная с Е. Ефремовым экспедиция по Волге. Вторая персональная выставка художественного объединения ГУЙ.
2020 г.
Участие ХО ГУЙ в разноформатных групповых выставках: «Маргинальная ночь», «Немосква» и др.
Вторая экспедиция по Волге («Волгагуй» с Е. Ефремовым), исследование до- и постсоветского приречного фольклора и архетипа «Волга-мать».
Работа в домашней мастерской, обустройства формовочного и литьевого цехов в квартире. Проект «Сервиз-виз».