Таня: «Я всегда хорошо чертила. В школе и техникуме стенгазеты, афиши транспаранты делала… Потом вот и тебе в школе начальной несколько стенгазет нарисовала. Помнишь?»
Маша: «Мамин чертеж втулки “на пятерку” вдохновил слепить эту деталь максимально феминной. Если втулку правильно подсветить, она оставляет красивый световой тоннель, который весьма символичен (Nascentes morimur). На оборотке чертежа, девушка с прической, как у меня.»
Таня: «Новый год срисовала с открытки, картинка такая уютная показалась… Тепло. Внутри огонек!
Гуашью и карандашом.»
Маша: «Всегда смущала эта луна, нанизанная на антенну. В детстве я с любопытством разглядывала этот сюжет, воображала, что же такое держит в руках белочка. Мне казалось, это не орешек! В моей интерпретации точно. Еще я повторила жест Деда Мороза: перст, указывающий в небо.»
Таня: «Это я мамке нарисовала, твоей бабушке, на праздник. С открытки. Розы хорошо вышли.»
Маша: «Цветы?! Фиолетовые колючки! Для меня это очень тревожный сюжет. Чтобы подчеркнуть эту тревожность, я сделала для масштаба фигурку пупса — слепок с безымянной куколки-сиротки, которую нашла дома. Она советская, скорее всего мамина, но она не помнит такую.»
Таня: «Ирина Роднина была три раза олимпийской
чемпионкой. Мне очень нравилась. Я ее с открытки
срисовала. Почему подранная? Так бабушка забыла
шифоньер закрыть, а там кошка рожала, вот и надрала себе, чтоб уютно было»
Маша: «Мамин комментарий показался каламбуром:
кошка родила на Роднине! Решила не лепить фигуристку, а задокументировать причину драматически разорванного в кошачьих родах реального рисунка.»
Таня: «Ну “Динка” — моя любимая книжка!
Зачитывалась в детстве. И, конечно, много ее рисовала. Здесь вот цветными карандашами. А на оборотке, не помню кто такие, что за морды… Просто так, дурака валяла!»
Маша: «“Динка” — это семейная настольная книжка. Именно по ней меня бабушка научила читать. Эту же книжку я читала бабушке, когда она была в предсмертной горячке. Она ассоциировала себя с этим персонажем. Возможно, мама тоже. Меня смущало то, что у странных голов на оборотной стороне рисунка нет тел. Я “позаимствовала” тело у Динки: этот моряцкий костюм и характерный жест
руки, держащейся за сердце… Какая ты Динка сегодня?»
Таня: «Это уже по второй части книжки Осеевой, где “Динка прощается с детством”. Вот она на коне. Рисовала акварелью.»
Маша: «Мне не нравится продолжение “Динки”, но
нравится этот рисунок. Если на картинке у мамы
девочка бежит от реальности, обуздав коня,
в скульптуре — побег внутрь себя. Лошадка
провалилась в мир иллюзий, а Динка надела
маску лошади.»
Таня: «Парочку нарисовала просто так… Наверное, влюбилась. Вот и пробило на эту тему. А клеши — это мода такая в то время.»
Маша: «У героев не видно лиц и они будто левитируют
куда-то в туманную даль… Я внесла небольшие правки. Костюмы сохранила. Лица по-прежнему скрыты. А чтобы показать “туманную даль” пришлось процитировать неоднократно цитируемое художниками горящее FUTURE.»
Таня: «Парочка — это та же влюбленность, в 7 классе сосед нравился. Нашло.»
Маша: «Форма руля велосипеда похожа на трусики. Позы героев те же. Примечательно, что юноша у меня получился только с третьего раза. Все остальные фигурки взрывались при обжиге.»
Таня: «Форма нацистская очень понравилась после фильма “17 мгновений весны”, где Тихонов Штирлица играл… Просто решила нарисовать такого парня. Знакомая рисовала пастой, тоже захотелось… Подружкам понравился»
Маша: «Глядя на этот рисунок, мне сразу вспомнились мамины эксперименты с внешностью, где она коротко стриглась и носила мужскую одежду. Я слепила маму “пацанку”, немного видоизменив знаки на форме…»
Таня: «Мужика срисовала, музыкант какой-то нерусской группы, они в то время все волосатые были…»
Маша: «Я вообразила, как к этому “бородачу” явится пресса. Будто он самый классный модник и позирует для глянца. Вершиной самолюбования стала Венера в интерьере — с портретом его собственной персоны.»
Таня: «Тетеньку нарисовала пастой. Идею рисовать пастой у подружки подхватила, а лицо придумала сама.»
Маша: «На оборотной стороне этого портрета чертеж
с повисшим вопросом: “Где второй вид?” Ответила, слепив эту же деву в неконвенциональном образе — с усиками и сросшимися бровями.»
Таня: «Маринка — старшая сестра моей подружки Ольки. Она гимнастка. Этот рисунок с большого фотопортрета. Старалась, чтоб похожа была. Она мне нравилась очень: красивая, добрая и интересно мне с ней было.»
Маша: «В этом рисунке меня занимает улыбка спортсменки — натянутая, как лента в ее крепких руках. Улыбаться всегда, даже когда тебе неудобно и больно — вот это да! Повторив позу девушки, я превратила ее тело в крынку для вина или ликера. А головы размножились и стали рюмочками. Одна лопнула, несомненно, от смеха. Не теряй головы! Улыбайся.»
Таня: «Этот портрет тети просто из головы. Училась акварелью рисовать…»
Маша: «Плотный потёчный розовый с кофточки и губ персонажа вылился в сюрреалистическую композицию, где одна туфелька протыкает другую. Неочевидно, но факт.»
Таня: «Бэлу срисовала с иллюстрации в книжке про Печорина… Маленькая черно-белая иллюстрация. Понравилась книга, вот и решила срисовать. Рисовала краской и карандашом.»
Маша: «Глядя на эту мамину картинку с танцующей девой, почему-то всегда было неспокойно. Позже, прочитав Лермонтова, мне стало ясно, почему этот танец с бубном безрадостный, хотя рисунок полон цвета. Еще внимание всегда было приковано к окну и тому, что за ним. Здесь я вообразила давно покинутую комнату Бэлы…»
Таня: «Это я себя рисовала, с фотографии. А девок — Маринку и Ольгу — с натуры. Похожие все получились!»
Маша: «С этими подружками мама по-прежнему общается, но в основном через социальную сеть “Одноклассники”. Я нашла их актуальные портреты, аватарки в общем доступе с личных страниц, в том числе маминой, и слепила сосуд их взаимного дружеского одобрения.»
Таня: «Срисовала с открытки. Хотела стать мультипликатором.»
Маша: «Сфокусировалась на голове снеговичка, над которой нависают волчьи лапы с черными коготками. Новое — это не всегда предсказуемое. И мы можем растаять от волнения.»
Таня: «Леонов — любимый актёр. Как не нарисовать-то!»
Маша: «Мне Леонов был известен прежде всего как голос Винни Пуха. Как драматического актера я узнала его очень поздно. Здесь он в плену своего мультяшного образа.»
Таня: «Это Ирина Роднина с партнером. Очень любила смотреть фигурное катание.»
Маша: «Фраза “звезды льда” все чаще звучит как название шоу. На оборотной стороне этой картинки оказался чертеж кругов, напомнивший мне и следы от пируэтов, и диско-шар…»
Таня: «Девочку в классе пятом нарисовала. Ее на выставку брали школьную. Просто нашло на меня после просмотра фильма, не вспомню уж какого…»
Маша: «Именно эту маленькую безвестную девочку, выглядывающую из под стола захотелось сделать очень большой и видимой. На выставке можно было залезть к ней в голову через ухо и посмотреть ее глазами на происходящее.»