О папке

Корней Чуковский обрадовался бы, увидев развернувшуюся перед вами «Мамину папку». Мало кто знает, что любимый писатель советских детей, многие годы копил материалы (полученные письма от мам, пап, бабушек и дедушек), а в последствии на их основе не раз переиздавал книгу под названием «От двух до пяти», собравшую свидетельства гениальности детского мышления и словотворчества. Несколько лет назад художница Маша Плаксина показала мне свою «мамину папку», это оказался кожаный на вид ученический блокнот, который сейчас перед вами. Эта формулировка, как и выставка, одновременно рассказывает и о человеке, которому принадлежит этот объект, и об истории его наследования. «Маминой папкой» маленькая Маша вполне могла назвать своего дедушку, который ещё в 50-е посещал занятия в Алапаевском горном техникуме, держа в руках именно этот предмет. «Маминой папкой» взрослая Маша называет и сам объект, в котором, с 70-х, её мама, будучи подростком, тогда еще Таней Плаксиной, хранила рисунки и чертежи. В силу обстоятельств и по воле родителей, мечтавшая стать мультипликатором, и даже поступившая в художественное училище имени Шадра, Таня отказалась от мечты и на многие годы, связала свою жизнь с железной дорогой, выбрав профессию диспетчера железнодорожного транспорта. Услышав очередной раз историю об этом, Маша спрашивает: «…но ты ведь не перестала рисовать? — мама отвечает, — нет, конечно, чертить, рисовать — вообще, моя фишка». Правда, с тех пор Таня рисовала не для себя, а по просьбе, или в подарок друзьям и коллегам с многочисленных работ, которые успела на себя «примерить», став Татьяной. Легко представить, как маленькая Маша, подобно героине одного из рисунков, хранящихся в папке, с интересом заглядывает в неё, ведь тогда эти рисунки стали для нее проводником в мир искусства. Взрослая же Маша, сейчас, повторяя детский ритуал, заглядывает в папку, чтобы через ветхие рисунки, в привычном для себя материале реконструировать образ Тани, додумать, что её волновало, вспомнить и почувствовать всё, что их объединяет. Сама художница воспринимает свой самый долгосрочный проект как своего рода психотерапию, ведь когда разговор с близким человеком не клеится, всегда есть возможность «поговорить» с его прошлым. В качестве эпиграфа к проекту Маша использует строчки: «Мама, роди меня обратно! Хочу увидеть тебя маленькой девочкой». Содержимое папки легло в основу творческого диалога, а образы с рисунков, деконструированные и переосмысленные, стали частью тотальной инсталляции о колкостях и несовершенствах жизни. В условиях нынешнего времени, когда многие сталкиваются с непониманием в семье и оказываются неспособны выстроить диалог, тактика художницы задавать простые и, казалось бы, «детские» вопросы видится полезной и необходимой. Важно и то, что выставка – это своего рода интимный диалог матери и дочери: так, Маша открывает маме мир современного искусства, будто бы позволяя ей примерить на себя роль «современной художницы», как когда-то мать давала Маше посидеть за пультом на железной дороге.

Узнавая через личный диалог подробности возникновения героев, перипетии биографии реальных людей, переосмысляя исторический контекст и сами рисунки, как физические объекты, зачастую имеющие оборотную сторону, Маша помещает в проект образы массовой культуры, героев поколения, первые романтические отношения и поиск гендерной идентичности, создаёт образный ряд, гибко и ярко характеризующий не всегда простые отношения матери и ребёнка. Частично образ Тани перекликается с главной героиней повести советской писательницы Валентины Осеевой «Динка», написанной в 1959-ом году. В основе история взросления девочки Дины, чья семья связана с «политическими» – революционерами, распространяющими среди рабочих прокламации. Эту книгу можно даже назвать настольной для трёх поколений семьи, а образ главной героини – ролевой моделью девочки-бунтарки. Когда-то именно бабушка познакомила всю семью с этой книгой и в какой-то степени сделала её своеобразным «руководством», в конце жизни последнее, что она услышала, тоже оказалась повесть «Динка», прочитанная вслух Машей.

Сохранившиеся рисунки охватывают период взросления и выбора профессии, предваряют жизненные трудности, бесконечную смену работ обеих художниц. Выставка «Мамина папка» ставит перед зрителем ряд вопросов, среди которых: зачем мы занимаемся творчеством? почему заканчиваем? где тонкая грань перехода хобби в профессию? легко ли признать себя художником после 50? Конструируя образ будущего, нужно ли внимательно всматриваться в прошлое, свое и своих близких?

Куратор: Артём Антипин

Над выставкой работали: Александр Баранов, Егор Ефремов, Юлия Катунина, Валерия Кузнецова, Екатерина Кузнецова, Дмитрий Шаповалов, Команда Уральского филиала ГМИИ им. А.С.Пушкина: Полина Анисимова, Василий Волегов, Кристина Горланова, Егана Джаббарова, Ульяна Игонина, Ольга Комлева, Инга Мирошникова, Прохор Рудько, Наталья Цибанова, Лев Шушаричев