Сибирский клуб

Проект «Сибирского клуба», к созданию которого был причастен Олег Еловой, появился в начале 1990-х годов в Санкт-Петербурге благодаря усилиям художников-выходцев из Сибири. Основу объединения составляли горизонтальные культурные связи, поддержка региональных инициатив и их презентация на столичной арт-сцене.

В 1990 году в Санкт-Петербурге была создана арт-группа «Снег», в состав которой вошли Юрий Потапов, Олег Николаенко, а также Ростислав Курносов. Название коллектива недвусмысленно подчеркивало происхождение участников и акцентировало внимание на «сибирскости» как программном ориентире в творчестве этого объединения. Организационные и концептуальные усилия были брошены на воплощение региональной самоидентификации в искусстве.

Арт-группа «Снег». Начало 1990-х
Арт-группа «Снег». Начало 1990-х

На рубеже 1993–1994 годов «Снег» при участии Гуманитарного фонда «Свободная культура» организовал «Сибирские открытые мастерские» на базе культурного центра Пушкинская, 10.

Первыми и самыми яркими резидентами проекта стали Дмитрий Булныгин из Новосибирска (декабрь 1993 — январь 1994) и Олег Еловой из Екатеринбурга (февраль 1994). Именно здесь состоялось знакомство и завязалась дружба двух художников. Оба активно занимались живописью. Булныгин в те годы создавал масштабные полотна, аскетично заполненные геометрическими фигурами-крестами. Ранние картины Елового также представляли из себя знаковые системы, апеллирующие одновременно к первобытному и фольклорному искусству. Близка по эстетике оказалась и живопись участников группы «Снег», напоминающая неопримитивистские опыты и беспредметную абстракцию западных модернистов.

Почти сразу возникла идея логического продолжения питерских мастерских в форме ответных визитов художников в Екатеринбург и Новосибирск. В сентябре 1994 года в ЕМИИ состоялась выставка «Гости» с участием Потапова, Николаенко и Булныгина.

Ее организатором выступил Музей простого искусства Урала и Сибири и лично Олег Еловой. Весьма точную характеристику «Гостей» дала искусствовед Т.Галеева, отметив «сакрально-экологическую атмосферу» экспозиции, где были представлены в том числе картины, созданные с использованием природных материалов —таких, как листья и трава.

Из архива арт-группы «Снег»
Пригласительный билет на выставку «Гости». 1994
Из архива арт-группы «Снег»

«Сибирский клуб» тем временем разрастался и приобретал масштабы солидной организации. В мае 1995 года Р.Курносовым, О.Николаенко, Ю.Потаповым, Д.Муратовым, К.Безродным, В.Дробиленко, О.Еловым было подписано соглашение, декларирующее основные принципы существования этого проекта.

Крепкие дружеские связи между сибиряками сохранялись долгие годы, а «урало-сибирская ось», о которой нередко упоминает Вячеслав Мизин, и вовсе имела продолжительное и крайне продуктивное развитие в творческих кооперациях новосибирских и екатеринбургских художников. Инъекция сибирского искусства стала живительной прививкой для искусства Екатеринбурга. А «дом Елового», наполненный энергией своего харизматичного обитателя, стал базой и своего рода опорным пунктом для консолидации региональных художественных сил.