Простое искусство

«Простая живопись» — термин, предложенный художником Олегом Еловым для описания его творческой работы.

Родилось это понятие из убеждения и веры в «просто» искусство — без лукавства и спекуляций. Поэтичность и лаконизм образов, им созданных, очаровывают и безоговорочно приковывают к себе зрителя. Его картины представляют глубинное и даже порой мистическое единство с природными стихиями. Звери, птицы, растения населяют живописную реальность и придают ей черты архаической гармонии и подлинного спокойствия.

Олег Еловой. Горы. 2001. Холст, масло. ЕМИИ
Олег Еловой. Горы. 2001. Холст, масло. ЕМИИ

Живопись Олега Елового с конца 1980-х до начала 2000-х годов менялась и трансформировалась.

В ней нашлось место увлечению абстракцией модернистов Х.Миро, В.Кандинского и Р.Тамайо («Желтая», «Фонари и деревья. Утро», «Знаки»), аллюзиям на символическую композиционную вертикаль Г.Райшева («Гора и Енисей»), экспрессивному колориту и размашистому движению кисти в духе А.Поздеева («Птица и дерево», «Охота»). Формируя свой самобытный художественный язык, Еловой опирался на многомерный потенциал фольклорных пластических традиций и опыт авангардного экспериментаторского искусства. Так урало-сибирская идентичность сплавлялась с европейским культурным кодом, а результатом стала «простая живопись», обращенная к интуитивному познанию мира и человека.

К концу 1990-х — началу 2000-х годов в живописи Елового появились новые технологические особенности. Художник все чаще стал использовать объемный грунт в качестве фактурной основы для картин. Холст сменяют доски, фанера, оргалит, что в итоге создает эффект тяжеловесности и особой материальности произведений («Зима», «Про любовь»).

ДВП, левкас, масляная темпера. ЕМИИ
Олег Еловой. Про любовь. 2000
ДВП, левкас, масляная темпера. ЕМИИ
ДВП, масло. ЕМИИ
Олег Еловой. Зима. 2001
ДВП, масло. ЕМИИ

В своем творчестве Еловой неизменно стремился к чистоте и ясности. На фоне бурлящей эпохи его живопись отличалась основательностью мироощущения и принципиальным отказом от модной радикальности, что лишний раз подчеркивает ее вневременной характер.

Весьма успешными становились опыты сотрудничества Елового с другими живописцами. Так, в 1996 году появился «Союз хороших художников», в состав которого вошли также Виктор Давыдов и Сергей Лаушкин. Заметным этапом в творчестве Елового стала и его совместная работа с Альбертом Сайфулиным.

Чрезвычайно любопытным феноменом, непосредственно связанным с творческой деятельностью Олега Елового, был институциональный проект музея простого искусства Урала и Сибири.

Коллекцию произведений наивных художников дополняли работы современных авторов, использующих язык неопримитивизма. Собрание музея начало формироваться в 1992–1993 годах силами и энтузиазмом самого Елового, увлеченного «простым искусством».

Чуть позже в одном из интервью он пояснил свой интерес к наиву: «Это искусство коренного порядка, без всяких культурно-умозрительных наслоений. Чистое. Творчество художников, которые этим занимаются, как правило, лишено всяческих коммерческих, тщеславных вещей. Человек просто решает какую-то глубокую внутреннюю проблему, и так — от картины к картине. Это уровень закрытого философствования — не из книжек, а из воздуха, из жизни...» (Канцева Л. Интервью с Олегом Еловым//Деловой квартал. 1996. —11 июня (№ 26). — с. 31.)

Олег Еловой. Про меня. 2000. Холст, масло
Галерея Синара Арт
Олег Еловой. Про меня. 2000. Холст, масло Галерея Синара Арт

В своей работе Еловой часто ориентировался на простоту и незатейливость произведений непрофессиональных мастеров-самоучек, стремился окружить себя такими картинами, которые интересовали его лично и заставляли обращаться к ним вновь и вновь, восхищаясь их бесхитростной искренностью.

Деятельность новой институции мыслилась весьма разнообразной: формирование коллекции примитивистского и наивного искусства (в том числе детского творчества и арт-брют), организация выставок, проведение конкурсов, концертов, семинаров, публикация каталогов и альбомов, создание мастерских для художников, работа междисциплинарной исследовательской группы, включающей в себя искусствоведов, психологов, этнографов. Частично эти планы были реализованы на протяжении последующих лет.

Сергей Степанов. Охота. 1993. ДВП, масло. Частное собрание
Сергей Степанов. Охота. 1993. ДВП, масло. Частное собрание

Одной из самых крупных выставок, инициированных музеем простого искусства, стала «Волшебная реальность», состоявшаяся в ноябре 1993 года в залах ЕМИИ на ул. Вайнера, 11. В ее экспозицию было включено 129 произведений разных художников: от Г.Райшева и А.Поздеева до А.Трофимовой, Н.Варфоломеевой и С.Степанова; нашлось место работам О.Елового, А.Юдина, Ю.Деева, Е.Гладышевой, общества «Картинник» и многих других.

Широкую «народную» известность музей Елового приобрел после серии открытых конкурсов простого ювелирного искусства — «Мастер-гвоздь» (1997), «Ложка дальше» (1998), «Искусственная банка» (1999) — которые осуществлялись при информационной и финансовой поддержке Телевизионного агентства Урала (ТАУ).

Опыт музея простого искусства Урала и Сибири, безусловно, может рассматриваться как оригинальный вариант самоорганизации или масштабного кураторского проекта.