Простое искусство
«Простая живопись» — термин, предложенный художником Олегом Еловым для описания его творческой работы.
Родилось это понятие из убеждения и веры в «просто» искусство — без лукавства и спекуляций. Поэтичность и лаконизм образов, им созданных, очаровывают и безоговорочно приковывают к себе зрителя. Его картины представляют глубинное и даже порой мистическое единство с природными стихиями. Звери, птицы, растения населяют живописную реальность и придают ей черты архаической гармонии и подлинного спокойствия.
Живопись Олега Елового с конца 1980-х до начала 2000-х годов менялась и трансформировалась.
В ней нашлось место увлечению абстракцией модернистов Х.Миро, В.Кандинского и Р.Тамайо («Желтая», «Фонари и деревья. Утро», «Знаки»), аллюзиям на символическую композиционную вертикаль Г.Райшева («Гора и Енисей»), экспрессивному колориту и размашистому движению кисти в духе А.Поздеева («Птица и дерево», «Охота»). Формируя свой самобытный художественный язык, Еловой опирался на многомерный потенциал фольклорных пластических традиций и опыт авангардного экспериментаторского искусства. Так урало-сибирская идентичность сплавлялась с европейским культурным кодом, а результатом стала «простая живопись», обращенная к интуитивному познанию мира и человека.
К концу 1990-х — началу 2000-х годов в живописи Елового появились новые технологические особенности. Художник все чаще стал использовать объемный грунт в качестве фактурной основы для картин. Холст сменяют доски, фанера, оргалит, что в итоге создает эффект тяжеловесности и особой материальности произведений («Зима», «Про любовь»).
ДВП, левкас, масляная темпера. ЕМИИ
ДВП, масло. ЕМИИ
В своем творчестве Еловой неизменно стремился к чистоте и ясности. На фоне бурлящей эпохи его живопись отличалась основательностью мироощущения и принципиальным отказом от модной радикальности, что лишний раз подчеркивает ее вневременной характер.
Весьма успешными становились опыты сотрудничества Елового с другими живописцами. Так, в 1996 году появился «Союз хороших художников», в состав которого вошли также Виктор Давыдов и Сергей Лаушкин. Заметным этапом в творчестве Елового стала и его совместная работа с Альбертом Сайфулиным.
Чрезвычайно любопытным феноменом, непосредственно связанным с творческой деятельностью Олега Елового, был институциональный проект музея простого искусства Урала и Сибири.
Коллекцию произведений наивных художников дополняли работы современных авторов, использующих язык неопримитивизма. Собрание музея начало формироваться в 1992–1993 годах силами и энтузиазмом самого Елового, увлеченного «простым искусством».
Чуть позже в одном из интервью он пояснил свой интерес к наиву: «Это искусство коренного порядка, без всяких культурно-умозрительных наслоений. Чистое. Творчество художников, которые этим занимаются, как правило, лишено всяческих коммерческих, тщеславных вещей. Человек просто решает какую-то глубокую внутреннюю проблему, и так — от картины к картине. Это уровень закрытого философствования — не из книжек, а из воздуха, из жизни...» (Канцева Л. Интервью с Олегом Еловым//Деловой квартал. 1996. —11 июня (№ 26). — с. 31.)
В своей работе Еловой часто ориентировался на простоту и незатейливость произведений непрофессиональных мастеров-самоучек, стремился окружить себя такими картинами, которые интересовали его лично и заставляли обращаться к ним вновь и вновь, восхищаясь их бесхитростной искренностью.
Деятельность новой институции мыслилась весьма разнообразной: формирование коллекции примитивистского и наивного искусства (в том числе детского творчества и арт-брют), организация выставок, проведение конкурсов, концертов, семинаров, публикация каталогов и альбомов, создание мастерских для художников, работа междисциплинарной исследовательской группы, включающей в себя искусствоведов, психологов, этнографов. Частично эти планы были реализованы на протяжении последующих лет.
Одной из самых крупных выставок, инициированных музеем простого искусства, стала «Волшебная реальность», состоявшаяся в ноябре 1993 года в залах ЕМИИ на ул. Вайнера, 11. В ее экспозицию было включено 129 произведений разных художников: от Г.Райшева и А.Поздеева до А.Трофимовой, Н.Варфоломеевой и С.Степанова; нашлось место работам О.Елового, А.Юдина, Ю.Деева, Е.Гладышевой, общества «Картинник» и многих других.
Широкую «народную» известность музей Елового приобрел после серии открытых конкурсов простого ювелирного искусства — «Мастер-гвоздь» (1997), «Ложка дальше» (1998), «Искусственная банка» (1999) — которые осуществлялись при информационной и финансовой поддержке Телевизионного агентства Урала (ТАУ).
Опыт музея простого искусства Урала и Сибири, безусловно, может рассматриваться как оригинальный вариант самоорганизации или масштабного кураторского проекта.