НЕживопись

Экологическая повестка в уральском искусстве оказалась значимым явлением в середине 1990-х годов. Освоение этой темы начинается с практик лэнд-арта, к которым среди первых на Урале обратился Александр Голиздрин.

Александр Голиздрин. Лэнд-арт проект «Зубы песка». 1994
Александр Голиздрин. Лэнд-арт проект «Зубы песка». 1994
Из личного архива А.Голиздрина

С конца 1980-х до середины 1990-х годов Голиздрин реализовал десяток лэнд-арт проектов в России и Грузии. Своим примером он «заразил» ближайших коллег.

Так, О.Еловой провел несколько акций, близких по духу и формату лэнд-арту («Реанимация ландшафта», «Консервация зимы»), инициативу подхватили новосибирцы Д.Булныгин и В.Мизин, а также питерская арт-группа «Снег».

Объединив усилия, художники придумали проект «Экологическая переписка с друзьями». Итоговая выставка состоялась в декабре 1994 года в Новосибирске при участии швейцарских художниц Терезы Перейры и Евы фон Вартбург. Сближение на этой почве российской и европейской андеграундных тусовок оказалось судьбоносным.

Олег Еловой, Александр Голиздрин, Вячеслав Мизин. Простое рисование на крышах. Екатеринбург. 1994
Фото В.Мизина
Олег Еловой, Александр Голиздрин, Вячеслав Мизин. Простое рисование на крышах Екатеринбург. 1994
Олег Еловой. Фотоперформанс «Консервация зимы». 1995
Фото Д.Кунилова

Осенью 1995 года Булныгин, Мизин, Еловой и Голиздрин по приглашению куратора Марка Диво приняли участие в Международном симпозиуме интерактивной переработки Eurokot (Швейцария).

Этот крупномасштабный художественный проект был организован группой авангардных европейских художников и предполагал серию выставок, инсталляций, спектаклей, концертов, публичных дискуссий. В распоряжении участников из Швейцарии, Англии, Австрии, Дании, Чехии, России было пространство пустого подземного пешеходного перехода на площади Эшер Висс (Escher-Wyss Platz) в Цюрихе. В качестве сырья для творчества авторам предлагались использованные предметы и выброшенные материалы, так называемые «отходы постиндустриальной эпохи».

В одном из длинных коридоров пешеходного перехода Булныгин, Мизин, Еловой и Голиздрин инсценировали тотальную инсталляцию «Грязь-бар»: стены и пол были перепачканы мокрой землей, среди лужиц переброшены деревянные мостки, ведущие к заколоченной досками стене с небольшим окошком, через которое посетители могли приобрести выпивку.

Вячеслав Мизин, Александр Голиздрин, Дмитрий Булныгин, Олег Еловой. Инсталляция «Грязь-бар». Международный симпозиум Eurokot, Цюрих. 1995. Фото Ханса Питера Гахлингера.
Из личного архива М.Диво
Из личного архива М.Диво

Продолжением проекта в 1996 году стал второй фестиваль, состоявшийся в России (в Екатеринбурге и Новосибирске), для благозвучности название поменяли на Eurokon, отсылающее к слову kommunikation (нем. «коммуникация»).

К организации в Екатеринбурге активно подключились А. Голиздрин, представлявший созданную в начала 1995 года ассоциацию Environment, и О.Еловой от лица Музея простого искусства Урала и Сибири. На протяжении двух недель участники Международного художественного проекта «Eurokon-96: экологический арт-мост» осваивали «постиндустриальный» материал четырех уральских заводов: резинотехнических изделий, вторичной обработки металлов, Уралшина, керамических изделий. Большинство спонтанных инсталляций из найденных объектов создавалось прямо на закрытых заводских территориях.

Александр Голиздрин. Лэнд-арт проект «Зубы песка». 1994
Участники международного симпозиума Eurokon. Екатеринбург. 1996
Фото С.Крылова

Публика имела возможность познакомиться с результатами Eurokon’а на финальной сейшн-выставке в рок-центре «Сфинкс», большинство проектов были представлены в виде фотодокументации. После Екатеринбурга большая часть участников арт-моста переместились в Новосибирск, где за организацию уже отвечали Д.Булныгин и В.Мизин. Сибирская часть проекта завершилась художественной выставкой.

Опыт участия в международных проектах сплотил и без того крепкие связи между художниками Екатеринбурга и Новосибирска. В ноябре 1996 года В. Мизин предложил провести «Eurokon наоборот», используя в качестве материала для художественного высказывания не мусор, а востребованные товары народного потребления. Идея была подхвачена и доработана А. Голиздриным в концепцию тотальной инсталляции, реализовавшейся на двухнедельной выставке «Post-ВДНХ» (1997) в залах ЕМИИ на ул. Вайнера, 11.

Совместить усилия современных художников Голиздрина, Мизина, Булныгина, Елового и Шабурова — с одной стороны, и рекламные интересы партнеров-спонсоров — с другой, было призвано бюро рекламно-имиджевых технологий КБ-32 (Н.Портняжкина, Н.Калмыкова). Для осуществления проекта организаторы привлекли несколько десятков компаний, предоставивших новую мебель, бытовую технику, продукты питания, парфюмерию и прочие сопутствующие товары.

Выставка «Post-ВДНХ»
Выставка «Post-ВДНХ»
Выставка «Post-ВДНХ» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. 1997
Фото С.Крылова

Выставка стала примером внедрения актуальных художественных практик в поле академической музейной среды и первым масштабным прецедентом совмещения искусства и рекламы.

Выставка «Post-ВДНХ» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. 1997
Фото С.Крылова

К концу 1990-х стала очевидна нехватка специализированных институций, адаптированных к нетривиальным практикам и формам репрезентации произведений современного искусства.

Вполне естественным стало появление в 1998 году камерной галереи Eurokon в холле УралГАХА (куратор А.Голиздрин), выставочная политика которой носила весьма прогрессивный характер. На этой независимой площадке регулярно представлялись экспериментальные проекты (совместная выставка В. Мизина и О.Елового «Новые русские ангелы»; кинетическая инсталляция О.Елового «Сон шахтера» и др.).

Олег Еловой. Горы. 2001. Холст, масло. ЕМИИ
Экспозиция выставки Олега Елового и Вячеслава Мизина «Новые русские ангелы». Галерея Eurokon. 1998
Из личного архива А.Плешакова

К концу 1990-х годов учащаются радикальные провокативные жесты, которые воплощаются в спонтанных выставках (В.Мизин и О.Еловой. «Без названия». Дом Елового), ироничных акциях (В.Мизин и О.Еловой. «Маргинальные художники с бомжами») и, конечно, перформансах (А.Голиздрин. «Ихтиандр Ботанического района»; В.Мизин. «Кюнстфюрер»; А.Шабуров. «Кто как умрет»; В.Давыдов и О.Еловой. «Мисс Екатеринбург, или боди-арт по-уральски» и др.).