НЕживопись
Экологическая повестка в уральском искусстве оказалась значимым явлением в середине 1990-х годов. Освоение этой темы начинается с практик лэнд-арта, к которым среди первых на Урале обратился Александр Голиздрин.
С конца 1980-х до середины 1990-х годов Голиздрин реализовал десяток лэнд-арт проектов в России и Грузии. Своим примером он «заразил» ближайших коллег.
Так, О.Еловой провел несколько акций, близких по духу и формату лэнд-арту («Реанимация ландшафта», «Консервация зимы»), инициативу подхватили новосибирцы Д.Булныгин и В.Мизин, а также питерская арт-группа «Снег».
Объединив усилия, художники придумали проект «Экологическая переписка с друзьями». Итоговая выставка состоялась в декабре 1994 года в Новосибирске при участии швейцарских художниц Терезы Перейры и Евы фон Вартбург. Сближение на этой почве российской и европейской андеграундных тусовок оказалось судьбоносным.
Осенью 1995 года Булныгин, Мизин, Еловой и Голиздрин по приглашению куратора Марка Диво приняли участие в Международном симпозиуме интерактивной переработки Eurokot (Швейцария).
Этот крупномасштабный художественный проект был организован группой авангардных европейских художников и предполагал серию выставок, инсталляций, спектаклей, концертов, публичных дискуссий. В распоряжении участников из Швейцарии, Англии, Австрии, Дании, Чехии, России было пространство пустого подземного пешеходного перехода на площади Эшер Висс (Escher-Wyss Platz) в Цюрихе. В качестве сырья для творчества авторам предлагались использованные предметы и выброшенные материалы, так называемые «отходы постиндустриальной эпохи».
В одном из длинных коридоров пешеходного перехода Булныгин, Мизин, Еловой и Голиздрин инсценировали тотальную инсталляцию «Грязь-бар»: стены и пол были перепачканы мокрой землей, среди лужиц переброшены деревянные мостки, ведущие к заколоченной досками стене с небольшим окошком, через которое посетители могли приобрести выпивку.
Продолжением проекта в 1996 году стал второй фестиваль, состоявшийся в России (в Екатеринбурге и Новосибирске), для благозвучности название поменяли на Eurokon, отсылающее к слову kommunikation (нем. «коммуникация»).
К организации в Екатеринбурге активно подключились А. Голиздрин, представлявший созданную в начала 1995 года ассоциацию Environment, и О.Еловой от лица Музея простого искусства Урала и Сибири. На протяжении двух недель участники Международного художественного проекта «Eurokon-96: экологический арт-мост» осваивали «постиндустриальный» материал четырех уральских заводов: резинотехнических изделий, вторичной обработки металлов, Уралшина, керамических изделий. Большинство спонтанных инсталляций из найденных объектов создавалось прямо на закрытых заводских территориях.
Публика имела возможность познакомиться с результатами Eurokon’а на финальной сейшн-выставке в рок-центре «Сфинкс», большинство проектов были представлены в виде фотодокументации. После Екатеринбурга большая часть участников арт-моста переместились в Новосибирск, где за организацию уже отвечали Д.Булныгин и В.Мизин. Сибирская часть проекта завершилась художественной выставкой.
Опыт участия в международных проектах сплотил и без того крепкие связи между художниками Екатеринбурга и Новосибирска. В ноябре 1996 года В. Мизин предложил провести «Eurokon наоборот», используя в качестве материала для художественного высказывания не мусор, а востребованные товары народного потребления. Идея была подхвачена и доработана А. Голиздриным в концепцию тотальной инсталляции, реализовавшейся на двухнедельной выставке «Post-ВДНХ» (1997) в залах ЕМИИ на ул. Вайнера, 11.
Совместить усилия современных художников Голиздрина, Мизина, Булныгина, Елового и Шабурова — с одной стороны, и рекламные интересы партнеров-спонсоров — с другой, было призвано бюро рекламно-имиджевых технологий КБ-32 (Н.Портняжкина, Н.Калмыкова). Для осуществления проекта организаторы привлекли несколько десятков компаний, предоставивших новую мебель, бытовую технику, продукты питания, парфюмерию и прочие сопутствующие товары.
Выставка стала примером внедрения актуальных художественных практик в поле академической музейной среды и первым масштабным прецедентом совмещения искусства и рекламы.
К концу 1990-х стала очевидна нехватка специализированных институций, адаптированных к нетривиальным практикам и формам репрезентации произведений современного искусства.
Вполне естественным стало появление в 1998 году камерной галереи Eurokon в холле УралГАХА (куратор А.Голиздрин), выставочная политика которой носила весьма прогрессивный характер. На этой независимой площадке регулярно представлялись экспериментальные проекты (совместная выставка В. Мизина и О.Елового «Новые русские ангелы»; кинетическая инсталляция О.Елового «Сон шахтера» и др.).
К концу 1990-х годов учащаются радикальные провокативные жесты, которые воплощаются в спонтанных выставках (В.Мизин и О.Еловой. «Без названия». Дом Елового), ироничных акциях (В.Мизин и О.Еловой. «Маргинальные художники с бомжами») и, конечно, перформансах (А.Голиздрин. «Ихтиандр Ботанического района»; В.Мизин. «Кюнстфюрер»; А.Шабуров. «Кто как умрет»; В.Давыдов и О.Еловой. «Мисс Екатеринбург, или боди-арт по-уральски» и др.).