Дом Елового
В начале 1990-х годов на карте художественного Екатеринбурга появился новый топоним — «дом Елового». Двухэтажный деревянный особняк в самом центре города по адресу ул. Октябрьской революции, 32 на десятилетие превратился в очаг неформальной тусовки, своеобразную арт-резиденцию и открытую мастерскую, где обитали друзья и заезжие художники из разных уголков России и Европы.
История этого места отсчитывается с конца XIX века — когда, по мнению историков, и была возведена усадьба первых ее владельцев Ястребовых, династии уральских камнерезов и гранильщиков. Знаменитый сад был заложен уже в 1920-е годы, а спустя семьдесят лет стал свидетелем радикальных акций и перформансов современных художников и, конечно, прообразом райских зарослей в картинах Олега Елового.
В 1989 году участникам группы «Басик» (Э.Игнатьеву и А.Козлову) этот дом «достался» уже в довольно ветхом и заброшенном состоянии. Почти сразу сюда перебрался и Олег Еловой.
Место понравилось художникам и, несмотря на полулегальный статус своего пребывания там, они стали задумываться о развитии этой площадки как культурного центра. После учреждения музея простого искусства Урала и Сибири были предприняты попытки сохранить дом от разрушения и придать ему новый статус.
Дом-мастерская был для Елового поддержкой и защитой, художник болезненно переживал непреодолимую угрозу выселения и потери этого места силы. В одном из поздних интервью он отмечал: «Этот дом и я существуем вместе уже 11 лет. Он полностью соответствует мне. Здесь душа и сердце. Это главное. Я боюсь отсюда уезжать, потому что здесь это точно есть. А вот где-то еще, может быть, этого и не будет. Это была ничья территория — брошенный дом. Теперь я отвечаю за него. Он за меня тоже отвечает. Мы сто раз помогали друг другу».
Тема символической связи с домом и взаимоотношений с пространством, ставшим частью личной истории, легла в основу фотоперформанса «Переселение художника» (2001).
На снимках, сделанных Дмитрием Куниловым, перед зрителем предстают терзания и отчаяние человека, вынужденного навсегда покинуть свой дом, «цепляясь» за каждый уголок обжитого места и, в конце концов, находя приют в ветвях векового дуба.
После смерти Елового дом, в котором он работал и периодически жил, стал стремительно ветшать, перенес несколько поджогов, а в 2022 году был окончательно разрушен. Для Екатеринбурга, безусловно, это место — культовая точка художественной жизни 1990-х годов, имеющая символический смысл и историческую ценность; утраченное свидетельство рождения и становления насыщенной эпохи «бури и натиска» современного искусства на Урале.