Басик
Художественная среда второй половины 1980-х годов, казалось, воплощала дух гласности и раскрепощенности декларируемых перемен политической и социальной «перестройки». В стенах Свердловского архитектурного института созревала и оформлялась новая генерация художников, мыслящих независимо и свободно, с творческой практикой которых будет ассоциироваться следующее десятилетие 1990-х годов.
В 1986 году группа студентов-архитекторов (Эдуард Игнатьев, Александр Голиздрин, Андрей Козлов) сплотилась в работе над общим учебным проектом «Молодежного центра». Для подготовки была найдена мастерская. Вскоре к группе присоединился Олег Еловой, также студент «арха», только отделения «дизайна». Первые совместные вылазки в город — например, в парк Маяковского порисовать портреты прохожих — уже содержали в себе стремление к коммуникативной практике.
Тогда же, в 1987 году, один из однокурсников Елового, Михаил Топалов, предложил название для группы — «Басик» (сленговое «окурок» или трансформированное наименование языка программирования «бэйсик»).
Хулиганское сочетание таких противоположных интерпретаций всем понравилось. Тем более, что и в своей творческой практике «басики» объединили почти взаимоисключающие стратегии: публичные акции и стрит-арт — с одной стороны, традиционные формы станковой живописи и графики — с другой.
Одним из первых проектов группы «Басик» стал «Открытый вернисаж» (1988). Импровизированная выставка больше напоминала шапито. Картины и скульптуры расположились под большим полосатым шатром, здесь же присутствовали музыканты, танцоры и даже живой петух. Случайная публика позитивно реагировала на происходящее, не без интереса присматриваясь к героям действа.
В работе над разными проектами к группе присоединялись Евгения Акулова, Олег Бадьин, Михаил Топалов, Евгений и Алексей Зязевы, Виктор Соболев, Олег Мозгалев и другие однокурсники и соседи по общежитию на ул. Восточной, 20. У «басиков» среди студентов «арха» были свои поклонники, либеральная институтская среда располагала к быстрым горизонтальным кооперациям, даже преподаватели не сдерживали творческие эксперименты жесткой дисциплиной.
Самым массовым мероприятием группы «Басик» с привлечением большого числа участников и статистов стала акция «Переправа» / «Форсирование реки Исеть». Группа людей, облаченная в костюмы, напоминающие образы революционных матросов, санитарок, раненых красноармейцев, с шумными криками переплывала на надувных матрасах узкую часть реки за городской плотиной.
Любопытным в практике «басиков» стал проект «Стена» / «Красный человек с птицей», построенный на оптических иллюзиях и смещениях ракурсов. Нарисованный на стене разрушенного дома человеческий силуэт становился видим только с единственной точки.
Освоение неклассических форм существования искусства было важным элементом творчества группы. Однако это не исключало большого и глубинного интереса к живописи, проявленного Еловым и Игнатьевым.
Ранние произведения выдают увлечение художников абстрактным и экспрессивным языком повествования. С появлением в конце 1989 года мастерской в доме на ул. Октябрьской революции, 32 (позднее известной как «Дом Елового») работа над холстами приобрела серьезный масштаб. Итогом стала «Выставка тридцати трех картин» (1990), к открытию которой участники «Басика» специально соорудили гигантский транспарант на фасаде Главпочтамта.
Акция по созданию уличных портретов в парке им. В. Маяковского. 1987