Еловой и окрестности
Онлайн-проект «Еловой и окрестности» подготовлен по мотивам одноименной выставки, организованной Екатеринбургским музеем изобразительных искусств в июне — октябре 2021 года. При поддержке благотворительного фонда Синара большинство материалов теперь доступны для широкой аудитории.
Проект посвящен культурной среде Екатеринбурга конца 1980‑х — начала 2000-х годов и процессу появления актуального искусства в регионе. Наследие «артистических 1990-х» сыграло решающую роль в формировании современного художественного сообщества. Одна из ключевых фигур в этом процессе — художник Олег Еловой (1967–2001).
Живопись была основой творчества Елового, воплощением его мифопоэтического мироощущения. Язык «простого искусства» открывал перед художником огромный потенциал глубоких обобщений и почти сакральной гармонии. В живописи Еловой был независим — выстраивая интуитивные связи с модернистским опытом неопримитивизма и подлинного народного наива, он создавал самобытные пластические образы и мотивы. Занимаясь преимущественно станковым искусством, он пробовал себя в самых разных актуальных практиках: от акционизма и перформанса до лэнд-арта и кинетических инсталляций.
Художник Олег Николаенко, характеризуя арт-сцену Екатеринбурга 1990-х годов, отметил, что Еловой ему представлялся в те годы «гвоздем, на котором все висит».
Своеобразная зона турбулентности возникала рядом с этой фигурой — как магнитный полюс, он притягивал самых разных людей, увлекая их в сферу своих интересов и завораживая оригинальностью возникших идей. Окружение Елового составляли преимущественно уральцы и сибиряки: Е.Акулова, Л.Чупрякова, А.Голиздрин, Э.Игнатьев, Д.Булныгин, В.Давыдов, В.Мизин, А.Шабуров, А.Сайфулин, С.Лаушкин, О.Николаенко, Ю.Потапов, Е.Шарова, Е.Гладышева, П.Малков и многие другие. В проекте мы представляем произведения Олега Елового и близких ему по духу и свободе творческой практики художников.
Экспозиция виртуальной выставки разделена на несколько блоков, которые призваны рассказать об этапных эпизодах истории художественного сообщества Екатеринбурга.
Начинается повествование с описания практики арт-группы «Басик» и самых ранних опытов экспериментирования с альтернативными формами выразительности и коммуникативности в искусстве.
Второй раздел посвящен созданию «Сибирского клуба» как примеру выстраивания межрегиональных горизонтальных связей и преодоления иерархического устройства вечной оппозиции «столицы — провинция».
Из архива арт-группы «Снег»
Отдельное внимание отдано характеристике «Простого искусства» Олега Елового, а также деятельности музея простого искусства Урала и Сибири.
Следующий значимый блок «НЕживопись» связан с участием уральских и сибирских художников в симпозиумах Eurokot и Eurokon, а также прецедентом соединения современного искусства и рекламы на выставке «Post- ВДНХ» и независимыми проектами галереи Eurokon.
Финальный раздел посвящен «Дому Елового» как уникальному культурному топониму и месту силы, объединяющему всех участников арт-процесса 1990-х
В рамках выставки «Еловой и окрестности» мы стремимся наметить портрет поколения 1990-х годов, в том числе через творческую практику одного из лидеров этой генерации художников — Олега Елового.
Проект объединяет произведения из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусства, Галереи Синара Арт, других частных собраний, а также многочисленные архивные материалы, связанные с художественной жизнью региона в насыщенную эпоху последнего десятилетия ХХ века. Ирина Кудрявцева, куратор выставки