СВЕРЖЕНИЕ ИДОЛОВ

СВЕРЖЕНИЕ ИДОЛОВ

Анна Корнева
Авторы
Анна Корнева

Сакральные символы и искусство идут рядом рука об руку с самого зарождения человеческой цивилизации. Что было сначала: курица или яйцо? Художественный образ или сакральный? Мы постоянно сталкиваемся с символами религии и идеологии, которые неразрывно связаны с историей искусства. Иконопись, языческие знаки, символы власти переплетены с художественным высказыванием, образным чувствованием и волей художника.

Художники работают со знаковыми структурами, которые включают в себя устоявшиеся образы, ставшие объектами культа для людей разных эпох. Со временем под влиянием исторических и экономических изменений они подвергаются критике. Христианство «повергает» язычество, религии подменяются поп-культурой. Иконы, идолы, бренды, узнаваемые лица — интуитивно читаемые образы и знаки. Ведь рука об руку с сакрализацией смыслов и образов, идет и популяризация общественных установок.

На выставке «Свержение идолов» предлагаю вам пройти путь изменения символических структур через картины современных художников, которые собраны в три раздела: «Переизобретение мифологии», «Недействующий иконостас» и «Поп-культурное оружие». В вечном круговороте почитания, отрицания, поиска и формирования новых смыслов сталкиваются иконы язычества, христианства и поп-культуры.

 

ПЕРЕИЗОБРЕТЕНИЕ МИФОЛОГИИ

Алёна Азерная. Буйволы, 50 х 86 см. 2001. Работа предоставлена Галереей Синара Арт

Свержение идолов этап перехода от язычества к христианству, глобальной религиозной системе. Ситуация отрицания в искусстве наиболее ярко выражается как раз в этом «свержении идолов». В универсальном плане это переход от одних иконографических типов к другим на протяжении всей человеческой истории. Иконы это образное воплощение божеств, присутствие которых незримо в материальном мире, но которые нуждаются в проявлении. Образы архангелов, Богоматери, Христа пришли на смену языческим идолам, значение которых погребено под историческими сдвигами: объединениями государств, революциями, изменениями государственного устройства.

«Буйволы» Алены Азерной становятся будто рисунками в пещерах Урала, так пристально изучаемых историками в поиске следов древних предков. Уместным здесь будет сделать отсылку к уральским писаницам и наскальным рисункам в Каповой пещере. Наскальные рисунки — древнейшее искусство первобытных людей. Схематические знаки, геометрические фигуры, антропоморфные и зооморфные образы находятся по всему миру. И среди них уральские писаницы — рисунки на отвесных скалах рек, протекающих среди Уральских гор. Древний художник наносил символы охряной краской: волны, медведей, оленей, уток, людей, будто пляшущих в неведом танце. С этими наскальными росписями связывают древние уральские обряды, легенды и сказания. 

Алёна Азерная. Диптих из серии «Славянские символы», 90 х 60 см. 2005. Работа предоставлена Галереей Синара Арт

«Славянские символы» Алены Азерной — собирательный образ орнаментальных мотивов славянского искусства. Красочное сочетание цветов отсылает нас к балаганной культуре и ярмарочным увеселениям, с одной стороны, и к экспериментам с традицией русского национального зодчества — с другой. В результате формы и образы прошлого трансформируются в новой стилистике. 

Каменные маски божеств творческого тандема Анциферовых несут в себе более хтоническое чувствование и могли бы оказаться «шигирскими идолами». Шигирский идол — известная древнейшая деревянная скульптура из Шигирского торфяника, которая по археологическим исследованиям насчитывает 12 тысяч лет. Он был обнаружен на Среднем Урале в 1890 году, хранится в Свердловском областном краеведческом музее в Екатеринбурге и важен для уральцев как подтверждение собственной многовековой истории. Миф о рождении мира, его трехчастном делении на нижний, срединный и верхний, изображение стихий — находят свое воплощение в образе идола.

Как археологи, этнографы и историки до сих пор не пришли к единой трактовке символов, вырезанных на лиственничном корпусе Большого шигирского идола, так новые идолы в искусстве Анциферовых подразумевают многочисленные трактовки зрителя.

Можно предположить, что стремление найти собственную идентичность приводит художников к созданию изображений, отсылающих к языческому искусству. В триптихе «Древние боги» авторами намеренно обозначена тактильность  — зритель видит структуру каменной поверхности на ликах изваяний, а отсутствие рта, как бы сообщает о вековом молчании божеств и интуитивно направляет к каменным монументам острова Пасхи. «Древние боги» Любови и Василия Анциферовых вводят Урал в контекст мировой древности. 

Анциферовы Любовь и Василий. Древние боги. Триптих,  110 х 70 см. 2003. Работа предоставлена Галереей Синара Арт

Архаичное видение в искусстве стало основой творческого метода Олега Елового. Для него «чистое» творчество и естественная связь человека и природы — высшая форма искусства. Особое мифопоэтическое видение мира соединяется со стилистикой «простого искусства»: грубоватыми нестройными контурами рисунка, таинственными персонажами, монументальными формами, шероховатой поверхностью холста. «Простая живопись», именно так определял свой метод  Еловой, стала ключевой точкой создания «Музея простого искусства Урала и Сибири», который объединил художников-неопримитивистов. Образы «простого искусства» не стремятся подражать объектам древностям, вековым монументам и народным орнаментам. Авторы черпают вдохновение в искреннем чувствовании жизни и ее неразрывной связи с природой. 

Картина Олега Елового «Топор. Разлука», выполненная в трех локальных природных цветах, изображает некие эллиптические формы и условное изображение топора, напоминающего трубку. Три столпа — не прямое изображение старых  истуканов, но и они будто древние мегалиты хранят свои тайны вдали времен.

Олег  Еловой. Топор (Разлука), 100 х 60 см. 1999. Работа предоставлена Галереей Синара Арт

Таким образом, художник через интерпретацию наследия первобытного и народного искусства пытается найти исток собственных идей и чувствования. Привычка, надежда, опора на чувства — то, что питает нашу веру в устойчивые обломки древности и возрождает архаичное чувствование мира.

НЕДЕЙСТВУЮЩИЙ ИКОНОСТАС

Искусство находилось всегда меж двух противонаправленных идей. С одной стороны, художники в своих работах используют знаки общественной и культурологической системы, легитимизируя их. С другой,  пытаются полемизировать со значением устоявшихся символов прошлых систем и воздействуют на пласты восприятия зрителя через визуальные образы.

Так, Жан-Люк Марьон, французский философ, приверженец феноменологической концепции, заключает в философско-богословском трактате «Перекрестья видимого, что икона, презентуя невидимое, содержит в себе «парадокс невидимой святости», разграничивая иконы и идолы.  Однако икона в пространстве художественного осмысления становится образом, помогающим авторам раскрыть собственные художественные идеи. 

Например, Арсен Савадов в своей серии «Take Shelter»  обращается к временам, когда христиане проповедовали в римских катакомбах. В темные  помещения Савадов помещает не людей с византийскими чертами, а их образы с позолоченными нимбами. Через  христианские мотивы, художник возвышает человеческое, балансируя в границах универсальных идеей, не прикрепленных ко времени и пространству.

 

 

Арсен Савадов Серия «Take Shelter», лист 1, 120 х 145 см. 2019
Работа предоставлена Галереей Синара Арт

 

 

Игорь Вишня. Высказывание №3. Чип Малевича, Либ. рев., 100 х 120 см. 2007. Работа предоставлена Галереей Синара Арт

Художник-исследователь русских книжных миниатюр, Игорь Вишня работает  с иконографическими формами и устоявшимися канонами различных эпох. Так, образ «Троицы», помещенный вверху картины, в соответствии с представлением о верхнем божественном мире, сохраняет обратную перспективу иконографии и одновременно приобретает узнаваемые мотивы супрематизма: трехцветие и геометричность. В одной картине, как в древнерусских миниатюрах, наблюдается сразу несколько перспектив, которые иллюстрируют многомерность художественного пространства. 

Игорь Вишня Трон Люцифера, 110 х 90 см. 2012
Работа предоставлена Галереей Синара Арт

Игорь Вишня в своих интервью утверждает, что русское искусство самодостаточно и не нуждается в рефлексии на западные эталоны. Канонические образы становятся частью постмодернистского контекста. Картина «Трон люцифера» соединяет в себе иконографию второго пришествия и художественные поиски Малевича.  В его работах соединяется научное исследование древнерусской миниатюры и попытка осмыслить процессы современного общества через исконный художественный русский код.

 

Представленные в рамках одной выставки работы современных авторов, которые через рефлексию на присутствие иконографических образов, закрепившихся в веках и культуре, демонстрируют поиски новых художественных решений и смыслов.  Узнаваемые формы христианства и художественные стили концептуально связываются в поле современной культуры.

ПОП-КУЛЬТУРНОЕ ОРУЖИЕ

Владимир Селезнёв «Супрематический натюрморт» из серии
 «Супрематизм из Еврошопа», 120 х 60 см. 2016
Работа предоставлена Галереей Синара Арт

Распад одних знаковых структур провоцирует создание новых. При изучении истории искусства этот эволюционный процесс может казаться революционным. Так, например, Казимир Малевич обнулил искусство, создав черный квадрат как кульминацию супрематизма. Марсель Дюшан сделал искусством предмет — велосипедное колесо, поместив его в пространство выставки и музейного экспонирования. Формы, манифестированные этими художниками, используются и преобразуются в творчестве последующих авторов. 

Владимир Селезнев в серии «Супрематизм из «Еврошопа», используя язык супрематических работ Казимира Малевича на клеенке из магазина товаров с фиксированной ценой, репрезентирует настроение кухонных   разговоров и рассуждений о художественных процессах XX века. 

Николай Федореев. Полиптих «Ельцин», 115 х 85 см. 1992. Работа предоставлена Галереей Синара Арт

В контексте искусства поп-арт я задалась вопросом: в какой момент произведение и автор становится иконой? Иконой XX века стал Энди Уорхол, до сих пор не оставляющий умы современных художников. Николай Федореев, используя узнаваемые колористические блоки таких известных тиражных портретов Уорхола, как Мэрилин Монро и Мао Цзэдун, помещает образ политического деятеля в проблему культа личности. Образ, созданный Николаем Федореевым стал брендом современного мира, теряя человеческую сущность в контексте истории и обретая иконографические черты.

Многократное использование образов создает неформальный диалог между изображением и художником. Панибратское название картины Ивана Пчелина «Давидыч» как будто бы пытается сместить  мраморную статую Микеланджело «Давид»  с его пьедестала. Кадрирование образа, капли дождя на стекле  создают намеренный пафос усталости от эталонных форм античности, которые прочно укоренились    в академическом художественном образовании. 

 

Иван Пчелин Давидыч (Олди Ди), 79,5 х 59,5 см. 2014
Работа предоставлена Галереей Синара Арт

Таким образом, древние идолы и наскальные рисунки, подразумевающие трактовку мифологических представлений древних людей и обладающие чистотой линий и форм, становятся объектами исследования актуального мира. Иконографические каноны, неразрывно связанные с христианской культурой, являются частью художественного кода современного человека и помогают художникам визуализировать процессы развития культуры и общества.  Образы произведений Малевича и Уорхола становятся иконами искусства вслед за античными шедеврами. Современные авторы обращаются к формам прошлого, чтобы осмыслить их в контексте современности. В результате, сакральные образы и эталоны входят в дискурс современного искусства, обретая статус художественного высказывания. «Свергая идолов», история  лишь сильнее закрепляет их  в сознании поколений и возрождает спустя годы. 

Куратор Корнева Анна