111111111: DataSelf и встреча с собой

DataSelf и встреча с собой

Лена Голуб
Лена Голуб


















Художница, поставила перед собой задачу нетипичной регистрации своих ежедневных действий на протяжении целого года.








Данные переводятся в пространство заботы о себе и становятся видимыми: первый шаг — таблица, второй — полотно с мерцающим пайеточным глитчем.

Знакомство

Представьте знакомство с работой, которую технически можно было бы описать так: на стене — трехметровое полотно с вышивкой из черных и белых пайеток; на настенном экране — изображение базы данных повседневности, состоящей из 32 позиций.

Как представляются отношения этих объектов в одном пространстве? Задаюсь этим вопросом и бросаю вызов зрительскому воображению. В завершенном виде эта работа еще не существует, она находится в процессе; ее созданием занимается художница Леся Ильенок.

«Впервые попробовала зарисовать экспонирование проекта с черновым названием DataSelf —– аналог DataSet, который является основой для алгоритмической генерации. Обычно я с трудом представляю экспонирование работы, потому что фокусируюсь на процессе. Но здесь сразу появилось понимание, что должны быть выставлены и   вышивка с аналоговой визуализацией данных, и цифровая карта, по которой эта вышивка делалась», — художница, поставила перед собой задачу нетипичной регистрации своих ежедневных действий на протяжении целого года.

Однажды Леся рассказала, что идеи многих ее проектов навязчиво появляются в снах. Dataself не явился во сне, но родился похожим образом, прорвавшись сквозь неподконтрольный поток — на этот раз данных.

Процесс

Для создания работы был выбран трудоемкий способ обработки данных — вышивка, которой предшествует составление цифровой карты 32 ключевых явлений повседневности. Они ежедневно шифруются простым двоичным кодом (где 1 соответствует действию, 0 — бездействию). Используя полученный шифр, художница заполняет тканевое полотно черными и белыми пайетками.

«Даже внутри сна важным мне кажется именно процесс, а не результат».

Если понимать действия Леси в логике результата, то они предстают пустыми и странными. Но, как только мы переводим их в логику процесса, все приобретает вес и объем.

«Я совершаю действия, которые не имеют понятного назначения;, то, что другие называют „напрасным трудом“».

Напрасный труд. Вышивание каждый день одного и того же не влечет за собой никакого изменения или прироста. Для Леси значимость приобретает связка не с абстрактным моментом в будущем, но с временем опыта творения работы.

Почему ведения цифрового дневника данных недостаточно, для чего необходимы это символическое удвоение и намеренное усложнение аналитического механизма? Как только мы задаемся вопросом «для чего?», все тут же рушится, потому что мы оказывается совсем не здесь.

Вернемся к воображаемой ситуации экспонирования, где в условиях наибольшего напряжения цифрового и аналогового мы улавливаем контраст длительностей: скорости цифрового анализа противостоит усидчивость и медлительность кустарных действий. Для того, чтобы оставить след дня, нужно как минимум один час суточного времени посвятить вышиванию.

Процедура вышивания влечет за собой усиленное чувство темпоральности. Заполнение очередного столбика — это дополнительное, 33-е действие, которое всегда должно иметь значение 1.

Практика

В работу-практику упакованы и другие проблемы. Например, вопрос о цифровой гигиене и маршрутах наших данных. Данные о действиях и привычках используются в призрачных механизмах манипулирования нашими запросами.

Эта скрытость атакует подозрениями: как и куда уходит информация; какие возможности сопротивления такой нечистоплотности нашего цифрового мира существуют? Способ, который выбрала Леся, — проживание своих данных.

«Вчера подметила, что многие мои проекты, и этот в их числе, связаны с личными данными. В Dataself я фиксирую обстоятельства своего дня, а в рамках другого у меня образовался массив из 888 изображений квартиры…»

Очертания работы DataSelf проклевываются в непроницаемой цифровой среде. Данные переводятся в пространство заботы о себе и становятся видимыми: первый шаг — таблица, второй — полотно с мерцающим пайеточным глитчем. Еще до встречи на выставке, мы можем уловить в работе главное — практику внимания к своему существованию.