Зины
Выставка зинов представляет результат работы 6 участниц проекта «Арт-Платформа», который реализует Благотворительный фонд «Синара», при поддержке Фонда президентских грантов.
Авторы: Александра Козловских, Леля Собенина, София Еременко, Дарья Топоркова, Дарья Пронина и Валерия Мельникова.
О чем твой зин?
Этот зин появился во время, когда вещи плутают в лабиринтах смысловых противоречий, а сложившаяся обыденность незаметно для всех выплевывает свои составляющие, в том числе и нас; во время, когда прошлое теряет свой вес и освобождает пространство для чего-то нового.
Прежде чем его заполнить, вам предстоит пройти мгновенный сеанс «обнуления». Приготовьтесь. Мы уже зависли во временном пространстве. Откройте зин и, словно в воздушном пузыре, взмывайте в безызвестность.
Как родилась идея зина, чем вдохновлялась? Расскажи о процессе создания.
Идея пришла сама собой. События 2022, музыка, книги и мысли близких воедино образовали, то что теперь называется «обнулением».
Далее я работала над содержанием: текст появился быстро, над визуальной составляющей пришлось потрудиться. Поход в типографию, сборка зина — еще один занимательный момент. Уже тогда убедилась, что все главы зина, разработанные на этапе формирования содержания работают. Во время воплощения мысли в нечто материальное, обнулилась, да еще и не раз.
Что самое важное для тебя в подготовке? Чем можно пренебречь?
В моем зине есть идея о подчинении себя времени. Плыть по нему советую лишь на этапе создания идеи, далее нужно действовать. Грамотно руководствуясь данным ресурсом, пренебрегать качеством картинок, верстки и печати точно не придется.
Какие материалы использовала, значат ли они что-то?
Материалы: бумага, калька, льняная нить. Льняная нить в переплете — воплощение пересечения и взаимосвязи реальностей. Без нее не удалось бы собрать все молниеносные реакции и мысли, что происходят во время «обнуления».
Мне нравятся разнообразие фактур, лаконичность, минимализм и работу с уровнями в зинах — все это старалась воплотить в своем. Восхищаясь творческими работами от руки участников программы, создавала что-то свое посредством клавиатуры и курсора мыши.
Поделись «секретиками»: что зритель мог не заметить, но важно для тебя?
00:00. Потрясающее время. Момент, когда ни прошлое, ни настоящее не имеют значения. Его я и запечатлела на обложке зина.
Какой реакции зрителя ты ждешь? Что зрителю важно «считать»?
Зин отражает всем знакомые эмоции и ощущения: от апатии и шока до смирения и расслабления. Кто-то может отождествлять этот зин с надеждой, кто-то с мечтой, кого-то просто позабавит головастик или заинтересует переплет. Касайтесь, читайте — в общем, чувствуйте. Думаю, сейчас нам всем это нужно.
Зачем делать зин? Какие возможности открывает именно этот формат?
Зин — путешествие во времени: от книги в ваших руках в момент полета мыслей при ее создании. Зины ассоциируются у меня с фотоисториями, трогательными дневниками, андеграудными, поэтическими самиздат-журналами. Именно эти форматы способны пролить свет на мир глазами другого человека, обратить внимание на вещи, ускользавшие от нашей повседневности.
О чем будет твой следующий зин?
Я бы хотела сделать зин, так или иначе связанный с Екатеринбургом — его конструктивизмом, милыми и не очень районами и загадочными местами. Уж очень я его люблю.
В свободное время наблюдаю за творческими людьми с фотоаппаратом.
Что такое зин для тебя?
Это инструмент самовыражения по любой тематике, инструмент, который может предложить задуматься, подвести к мысли, переосмыслить…и просто вещь для удовольствия создателя.
О чем твой зин? Как родилась его идея, чем вдохновлялась?
Мой зин называется «Зин в мундире» — это отсылка к детству, когда, наверное, каждый пробовал картофель в мундире. Это зин о ностальгии и еде.
Изначально планировала сделать зин о себе, о разных подходах к творчеству, многочисленных техниках, которыми пользовалась, пробовала, экспериментировала. Потом подумала про Эриха Фромма и радости отдавать, и решила сделать зин для каждого: чтобы человек смог узнать себя и окунуться во что-то приятное. Поэтому такая тема — о еде в детстве!
Поделись «секретиками»: что зритель мог не заметить, но важно для тебя?
Зритель мог не заметить, что «рыба» открывается и внутри есть кости. Копченую рыбу быстро съедают и ты не зевай). Каждую страницу я постаралась сделать в разных техниках и со своими «приколами»: будь то в тексте или в конструкции изображения, в технике. На странице с яичницей есть 2 таракашки, потому что я жила в общаге и там они были (наверное следили, как я готовлю свой «первый шедевр»).
Каких результатов (реакции зрителя) ты ждешь? Чтобы ты хотела, чтобы зритель «считал»?
Мне важно, чтобы зин стал проводником к приятным воспоминаниям, потому что детство вспоминается таким радостным и солнечным. Беззаботное время! Время потребления и жизни, насыщенной событиями и маленькими радостями. В настоящее время особенно выражен дефицит хорошей информации и хочется увидеть нечто доброе.
Из каких этапов состоял процесс? Что было самым сложным / легким / интересным?
- Рождение идеи. Сначала начинаю рисовать, беру лист и рисую все, что приходит в голову, параллельно пишу какие то первые идеи или просто мысли. Когда на листе заканчивается место, пишу и рисую поверх рисунков. Из этих образов и цепочек родились первые росточки будущего зина.
- Затем накидывала названия, которые могли бы объединить два смысла: еда и ностальгия, самым подходящим оказалось «зин в мундире».
- Потом прорисовала концепцию страниц так, чтобы хватило на нужное количество разворотов и каждый нёс какой то уникальный смысл.
- Затем прототип и уже финальный вариант.
Самым сложным было — начать. Страх белого листа, когда перед тобой открыто бесконечное количество вариантов и ты можешь выбрать любой из них. Перед тобой возникает неизвестность и она стопорит работу. Поэтому в начале скакала с темы на тему.
Что самое важное для тебя в подготовке? Чем можно пренебречь?
Самое важное — идея, в которой ты уверен, о которой будет приятно рассказать. И название. Ну и куда же без поддержки. Иногда сложно доводить дела до конца, но не в этот раз. Пренебречь нельзя ничем, все должно быть аккуратно и лампово.
Какие материалы использовала, значат ли они что-то?
Бумага из блокнота (из-за слишком плотной бумаги он бы плохо листался), обои с кухни бабушки Даши (*примечание: Даши Прониной — еще одной участницы лаборатории зинов). Прикольно, что обои именно с кухни — это случилось интуитивно, я не знала откуда этот материал. Еще фольга, цветная бумага, ткань, капрон, пластиковый прозрачный пакет, акрил, карандаши цветные, белая ручка, синяя ручка, карандаш простой, клей момент. Хотелось просто использовать как можно больше материалов и техник, чтобы каждая страница смотрелась разнообразно и крайне аппетитно).
Какие техники и приемы твои любимые? Какие нравится использовать, а какие — видеть в зинах других авторов?
Нравится сочетать разные приемы, играть с прозрачностью, композицией и объёмом. Нравится, когда зин соответствует тематике не только наполнением, но и остальными мелочами: формат (вытянутый по вертикали/горизонтали) шрифты, стиль, смысловые нагрузки, сочетаемые цвета и логичное продолжение повествования.
Какие возможности открывает именно этот формат?
Свобода. Сложилось ощущение, что он не имеет ограничений во всех смыслах. Можно сделать о чем угодно и как угодно. Кстати заметила, что зин помог быть честнее и писать свои мысли (которые раньше оставались за кулисами).
Планируешь создавать зины в будущем? О чем бы сделала свой следующий зин или зин мечты?
Возможно я бы предложила подруге заняться зинами, ее вдохновила моя работа и открытие нового формата). Если мне потребуется подать какую-то бунтарскую идею, можно попробовать это сделать в т. ч. через зин. Зин мечты… Сложный вопрос. Наверно я его уже сделала! Хотя еще бы сделала о фотографии и тигре.
и самовыражаюсь через неё.
О чем твой зин? Как родилась его идея, чем вдохновлялась?
Мой зин рассказывает, а если точнее, показывает маньчжурскую легенду о появлении реки Амур. Амур — граница между китайским городом Хэйхэ и столицей Приамурья Благовещенском, откуда я родом.
Легенда гласит, что когда-то давно Белый Дракон держал в страхе местное население, топил рыбаков, похищал детей и нападал на любое живое существо. Однажды его одолел Черный Дракон, олицетворяющий добро, и после своей победы залег на северо-востоке Маньчжурии — впоследствии он и стал той самой Рекой.
Поделись «секретиками»: что зритель мог не заметить, но важно для тебя?
Техника исполнения выбрана неспроста: она должна напоминать народное китайское искусство ажурного вырезания — цзяньчжи. Также не случайно выбран акцентный цвет: красный в Китае играет огромную роль в культуре и ассоциируется со счастьем, богатством, преданностью и имеет только положительные значения. Формат зина обоснован более распространенным форматом древних китайских книг.
Из каких этапов состоял процесс? Что было самым сложным / легким / интересным?
- Появление идеи
- Осмысливание идеи и того, как ее можно оформить
- Накопление материала и референсов
- Эскизы, первая верстка и первый черновой сильно уменьшенный зин
- Накопление дополнительного материала и изменение верстки
- Отрисовка и выполнение второго чернового зина в натуральную величину
- Перевод рисунков на чистовые листы и ажурное вырезание
- Сшивание зина и завершение работы
Интересно было все, поскольку формат такой художественной работы для меня был абсолютно новым. Хотя, конечно, сами этапы универсальны для любого вида художественного проекта. Легко было только обозначить эти этапы и соблюдать их, а остальное затратило довольно много времени.
Что самое важное для тебя в подготовке? Чем можно пренебречь?
Я не могу выделить, что именно для меня самое важное. Все должно дополнять друг друга и быть максимум направлено на привлечение внимания и понимание зрителем основной идеи зина. Также зин должен вызывать эмоции. Да, материалы могут быть очень дешевыми, но они должны производить эффект и подходить под замысел.
Какие материалы использовала, значат ли они что-то?
Бумага изобретена в Китае и традиционно используется для цзяньчжи. Пластик — отсылка к современному Китаю. Красные нитки — ассоциация с китайскими талисманами.
Какие техники и приемы твои любимые? Какие нравится использовать, а какие — видеть в зинах других авторов?
На мой взгляд, любая техника или прием могут быть как значимой фишкой зина, так и совсем неуместны. Не могу ничего сказать о любимых, потому что каждый случай нужно рассматривать отдельно.
Что такое зин для тебя? Какие возможности открывает именно этот формат?
Зин — это способ самовыражения или донесения информации. Его нужно делать для собственного удовольствия. Формат позволяет использовать самые разнообразные техники и поднимать любые темы.
О чем бы сделала свой следующий зин или зин мечты?
Я бы сделала зин о себе: зин-автобиографию.
в обыденных вещах что-то прекрасное и показывать это окружающим.
Что такое зин для тебя?
Возможность выразиться, создать что-то своё, передать какое-то послание, понятное не всем. Зин не подвергается цензуре — в этом его ценность.
О чем твой зин? Как родилась его идея, чем вдохновлялась?
Мой зин про дома конструктивизма в нашем городе. Вдохновили прогулки в университет: я прохожу мимо этих зданий, наблюдаю за ними каждый день. Необычным показался проект «Звуки авангарда», который проходил недавно в Л52. Идея зина пришла на экскурсии Дмитрия Москвина «Час конструктивизма» — я смогла заглянуть на привычные мне дома с другой стороны, причём во обоих смыслах).
Поделись «секретиками»: что зритель мог не заметить, но важно для тебя?
Мой зин — как город в тумане, здания просвечивают сквозь кальку, создавая образ города: ты как будто смотришь замыленным взглядом на приевшиеся дома, которые видишь каждый день, но наблюдаешь за ними с новой стороны. Когда перелистываешь страницы, можно услышать характерный звук шуршания кальки, создаётся ощущение, что идёшь по городу, шагаешь, а с каждым разворотом хрустят листья под ногами…
Каких результатов (реакции зрителя) ты ждешь? Чтобы ты хотела, чтобы зритель «считал»?
Хочется, чтобы каждый находил что-то свое в моем зине, возможно близкое и понятное, или как я, взглянул по-новому на привычные вещи.
Из каких этапов состоял процесс? Что было самым сложным / легким / интересным?
Самым сложным было уложить идею в несколько страниц: непонятно было как можно скомпоновать и вложить в одно место все идеи, которые приходили по мере создания.
Что самое важное для тебя в подготовке? Чем можно пренебречь?
Самое важное не накосячить и чтобы все не пришлось переделывать) Стоит заранее продумать развороты и сделать небольшой макет.
Какие материалы использовала, значат ли они что-то? Какие техники и приемы твои любимые?
Мне нравится наложение фигур друг на друга. Основной материал — калька, которую я использовала в качестве основы и вложила в неё множество смыслов.
между творчеством и бизнесом.
Что такое зин для тебя?
Зин для меня это новый формат диалога, высказывания. Фиксации определенных состояний и времени. Думаю, будет очень интересно вернуться к такой вот маленькой книжке через пару лет и сравнить изменилось ли что-то во мне и вокруг.
О чем твой зин? Как родилась его идея, чем вдохновлялась?
Мой зин называется «Путь». Это история- путешествие. Каждый увидит в ней что-то своё. Для меня эта история и это путешествие больше про обретение гармонии между «белым» и «чёрным», способ прожить и пережить любое препятствие. Я решила оттолкнуться от своих увлечений, а я увлекаюсь водным туризмов, езжу на экстремальные сплавы и просто люблю путешествия по воде. Для меня река — символ разрушения и созидания.
Поделись «секретиками»: что зритель мог не заметить, но важно для тебя?
Скорее всего не совсем на поверхности находится идея упаковки/презентации зина, «почему так?» Плёнка, коробка и пластиковое разделение внутри. Это похоже на посылку, от хорошего друга, который сейчас далеко. Большинство моих близких и друзей живут в разных уголках мира, мы отправляем друг-другу посылки и разные послания. Для меня получить посылку от друга, с которым не виделись 2-5 лет, очень трогательное и волнительное событие. Мне хотелось вложить эти чувства в свой зин.
Какой реакции зрителя ты ждешь? Чтобы ты хотела, чтобы зритель «считал»?
У меня нет каких-либо ожиданий. Всегда приятно, когда на твою работу есть отклик) плохой или хороший, но это реакция,))) значит человек задумался.
Из каких этапов состоял процесс? Что было самым сложным/легким/интересным?
Мозговой штурм и формирование идеи, создание истории и образ персонажей через эскизы и тексты, подбор цвета, формы и материалов, создание маленького макета книжки, отрисовка, верстка, печать и сбор чистового зина, упаковка.
Что самое важное для тебя в подготовке? Чем можно пренебречь?
Наверное, важно всё, но есть определённая иерархия и подстройка под идею. Я опиралась на свои ощущения, в формате вопрос-ответ «Не вышло напечатать в типографии?» — «Как мне с этим, устраивает ли меня такой вариант?» — «Да» и т.д.
Какие материалы использовала, значат ли они что-то?
Сам зин бумажный, я взяла самую простую офисную бумагу, для удобства печати на домашнем принтере. Для упаковки использовала плёнку, крафт коробку, веревку, обычно так упаковывают посылки. Внутри коробки есть перегородка из мягкого пластика, она напоминает гладь воды.
Какие техники и приемы твои любимые?
Мне показалось интересным создать интерактивность, так попадая в руки, ты лучше знакомишься с произведением, можешь поставить себя на место автора, поймать волну. Разные фактуры, как тактильный момент, тоже помогает поймать определённый настрой. Мне вообще много чего нравится, мне кажется, главное попасть в идею, логика и ассоциации важны для восприятия. Условно, если это связанно с чем-то мягким и тягучим — пусть и материал будет создавать это ощущение растянутой мягкости, нежности) В зинах других авторов мне нравится именно это, свежий взгляд, новый ракурс и логичность выбранных материалов, форм.
Зачем делать зин? Какие возможности открывает именно этот формат?
Делать для себя, делиться своими мыслями, переживаниями с другими. Мне кажется, даже зин про «как прошёл мой день», с описанием по типу дневника, может стать для кого-то невероятным открытием. Формат открывает невероятно широкое поле для творчества, высказывания и общения. Возможен практически любой формат, на любой бюджет и для любой аудитории.
Планируешь создавать зины в будущем? О чем бы сделала свой следующий зин или зин мечты?
Да, планирую. Мне бы очень хотелось сформировать серию зинов, т.е. истории будут объединены общей нитью. Я бы хотела сделать зин о «простых радостях жизни» о том, как можно радоваться обыденности, быть счастливым и находить что-то доброе и светлое в каждом своём дне.
Что такое зин для тебя?
Зин — возможность независимого самовыражения.
О чем твой зин? Как родилась его идея, чем вдохновлялась?
Зин «И Вот» вырос из размышлений о чем я хочу высказаться. Хотелось сказать о многом, но не всегда находятся нужные, точные, честные слова. Я решила воспользоваться «помощью зала» — ленты фб, и взяла, как основу, фрагменты романа Лиона Фейхтвангера «Изгнание», про немецких эмигрантов в Париже в 30-ые годы. И включила одно свое стихотворение, довольно мучительное для чтения вслух и вообще, но тем не менее фиксирующие для что-то такое важное, живую и путанную речь разных моих соотечественников. Работа над иллюстрациями шла параллельно с отбором текстов, и дополняла или уточняла их.
Поделись «секретиками»: что зритель мог не заметить, но важно для тебя?
Я сразу приняла решение делать зин в ограниченной цветовой гамме, скорее всего в чб, но неожиданно появился голубой цвет — прохладный, небесный, обнадеживающий или цвет леденящего ужаса — это придется решить читателю. Для меня же все эти формулировки слились.
Каких результатов (реакции зрителя) ты ждешь? Чтобы ты хотела, чтобы зритель «считал»?
Я бы хотела направить мысли читателя на саморефлексию и, в тоже время, подарить ему надежду.
Из каких этапов состоял процесс? Что было самым сложным/легким/интересным?
0) поймать ощущение, идею, мираж будущего объекта, и на основе этого постепенно создавать его.
1) выбор формата и размера: я остановилась на А5, как наиболее удобном и экономичном варианте. в процессе работы уменьшила объем на четверть, от предполагаемого, в пользу лаконичности.
2) выбор цветовой гаммы и стилистики изображений: я могла использовать живопись, графику, фотографию, коллаж, текстиль и смешанную технику, но остановилась на трафаретной графике, отсылающей к плакатам.
Из каких этапов состоял процесс? Что было самым сложным/легким/интересным?
3) выбор текстов: я уже делала арт буки без текстов, но четкой темой, но анализируя этот опыт пришла к выводу, что текстовые элементы необходимы. я довольно долго искала то, что было бы созвучно моей идеи, и как я думаю, смогла найти точные образы.
4) пространство для непредсказуемого: я всегда оставляю возможность жизни повлиять на мою работу. в этом проекте это обложка — я не предполагала такую технику, кроме всего она трудно контролируемая — ты просто прогоняешь через ламинатор в надежде, что все сложится.
Я сделала свой зин за день: сверстала, распечатала и сделала все иллюстрации, сшила, но размышляла о нем 2 месяца. это и есть основная работа художника — не ремесленная, а когнитивная.
Что самое важное для тебя в подготовке? Чем можно пренебречь?
Самое важное для меня — идея, концептуальная точка из которой все растет.
Какие материалы использовала, значат ли они что-то?
Я использовала трафаретную графику, отсылающей к плакатам, и ограниченную лаконичную цветовою гамму, которая передает сужение возможности говорить свободно и открыто.
Какие техники и приемы твои любимые?
Мне нравится, когда техники и приемы работают на усиление идеи произведения, а не просто так.
Зачем делать зин? Какие возможности открывает именно этот формат?
Возможность независимого самовыражения, самопостановка целей и задач, и поиск решений. Зин может быть создан в архаических формах — свиток, кодекс, таблички, а может быть цифровым и виртуальным. Он не ограничен жанровыми или стилистическими рамками. По сути это текстово-визуальное высказывание, подразумевающее взаимодействие с читателем / зрителем. Взаимодействие в виде листания, читания, разглядывания, поиск секретиков, коллекционирование — зритель / читатель вовлекается телесно.
О чем бы сделала свой следующий зин или зин мечты?
Я планирую сделать зин «И Вот» периодическим и в данный момент работаю над более визуальным арт-буком.