Под ассамбляжем (понятия, взятого из биологии) Анастасия Богомолова имеет в виду «группу организмов, принадлежащих к ряду различных видов, которые встречаются в одной и той же среде и взаимодействуют через трофические и пространственные отношения».
Художница следовала своему внутреннему ощущению места: подобно паломнице, она последовательно обходила ареал падений, моделировала ситуации возможных происшествий, художественно их осваивала и фиксировала.
Прежде Анастасия Богомолова существовала во множестве ландшафтов: в культурном (проект «Lookbook»), предметном («Landscape I» и «Landscape II»), историческом («Бакал»), в памяти личной («Recall») и коллективной («Пусть я вырасту моей любимой травой»). Пройдя, кажется, все антропогенные вариации, теперь художница обращается к реальной природе — к территориям, где нет никаких воспоминаний. Анастасия Богомолова исследует эти ландшафты и проявляет в них следы созданных ею же событий. В проектах «Под куполом» и «Ассамбляж» придуманные художественные ситуации, воплощенные в реальном пейзаже, превратили общедоступные географические точки в личные.
«Событие есть — свидетельств нет, или как в художественном проекте ответственно изложить историю падения метеорита» — так могли бы начинаться газетные статьи, посвященные проекту «Под куполом». Слово «ответственно», пожалуй, ключевое в практике Анастасии Богомоловой, которая не оставляет фразы брошенными, а факты недоказанными. Но как быть, если доказательств как раз и нет?
Старт проекту дал метеорит, упавший в озеро Чебаркуль в Челябинской области 15 февраля 2013 года. В полете суперболид распадался и оставлял после себя множественные следы, а факт его приземления зафиксирован огромным количеством камер и видеорегистраторов. Он был признан самым задокументированным случаем падения небесного тела на Землю в новейшей истории. Однако на множестве доказательств уместно строить научное исследование, но не художественное.
Пережив in situ личную встречу с метеоритом, Анастасия Богомолова погрузилась в изучение свидетельств подобных событий в прошлом. Обрывочные данные указывали, что наиболее ранние упоминания о подобных случаях в этих местах относятся к концу XIX века. Количество задокументированных на бумаге фактов огромно, но следов, которые отпечатались бы в ландшафте Челябинской области, нет совсем.
В поисках предполагаемых мест сближения космических объектов с Землей художница исходила ногами огромную территорию. Она верифицировала каждую предполагаемую точку, которая напоминала или могла напоминать о давних событиях. Через ленд-арт, перформанс и документацию ее предположения превратились в свидетельства. Созданные не-следы стали следами, впечатались в стерильный ландшафт, где преобразились в бесспорные аргументы. Но при этом они остались «событием-без-факта». Художница следовала своему внутреннему ощущению места: подобно паломнице, она последовательно обходила ареал падений, моделировала ситуации возможных происшествий, художественно их осваивала и фиксировала.
В проекте «Под куполом» обыгрывается образ разбитого от касания метеорита стеклянного купола: целостность нарушена, и защита будто бы утрачена. Одноименная выставка, сложившаяся к пятилетию падения, прошла в 2018 году в челябинской галерее современного искусства «ОкNo». На ней было представлено множество медиумов — от документальной инсталляции, повторяющей реальное и типичное разрушение потолка, до скульптурных металлических объектов изломанных, исковерканных форм. В этом обилии экспозиционных форм уцелело главное — созданные доказательства встреч неизученных прежде небесных тел с землей. По собственному признанию художницы, ждать в жизни еще более масштабного и значимого события, чем падение небесного тела, бесполезно — его ничто не превзойдет.
Исследование «событий-без-факта» совсем не кажется непосильной задачей в сравнении с «местом-без-события». Проект «Ассамбляж», именуемый на первых порах «Periods», начинался с автопортретов в лесных чащах. В изображениях заросли буквально поглощали человека, кусты заглатывали тело, деревья расщепляли его, оставляя видимыми отдельные фрагменты гибкой женской нагой плоти. Роль художницы сводилась к убедительному копированию природных форм — рисунка ветвей, пятен зеленых кустарников, контуров бурелома. Через подражание она создавала событие для места.
Интуитивные «пейзаж-портреты» постепенно превратились в проект о сращении с природой, погружении тела в особую среду и его временной мутации. И если в «Под куполом» не сохранились явные следы падения метеорита, то ландшафты «Periods» и вовсе не имеют событий. Кроме тех, что создавала Анастасия Богомолова с помощью своего тела.
Произошедшее в лесу долгое время там и оставалось, но вдруг «Periods» превратился в «Ассамбляж». К съемкам в природном ландшафте добавились студийные, подражание стало слиянием, а художественная мимикрия сменилась художественной ретрофлексией, обратив действия авторки на нее саму.
Весной 2020 года на фоне тотальных ограничений в перемещении, Анастасия Богомолова оказалась запертой в резиденции «Шишимская горка» в Екатеринбурге. С радостью воспринятая ею изоляция дала возможность уединения с проектом «Periods». В студийных условиях начали проступать новые уровни сращения: природа неожиданно стала ближе, лес проник в тело художницы и заменил некоторое ее своим.
В «Ассамбляже» художница «обрезает» свои автопортреты и, лихо их компонуя, оставляет только нужные ей фрагменты тела. Они лишены прямых указаний пола: эти «образы больше не сексуальны», как говорит художница. Но ростки пробили кожные покровы! Ее тело прорастает ветками и сучками, все больше и больше затягивается корой и мхом, где-то вылезают грибы. Лес со своими производными вновь поглощает фигуру, только теперь пронизывая всю ее сущность с ног до головы. Так исследуется главный ландшафт — «я».
Обновленный проект сохранил свои главные черты — тактильность и сопутствующую телесность, перформативность, буквальную и эмоциональную погруженность в материал. А переназвав его, Анастасия Богомолова уточнила новое содержание, созвучное ей сегодняшней. «Периодические» проникновения в природу игрались по схожим сценариям: лес заглатывал тело художницы, изламывал его, перестраивал, скрывал в своих чащах, горы сминали его или растягивали. В этих сращениях художница из раза в раз оказывалась частью ландшафта, сливаясь с ним и, кажется, теряя свои очертания. Но, как ни парадоксально, именно в момент физического стирания тела Анастасия Богомолова становилась видимой.
Под ассамбляжем (понятия, взятого из биологии) Анастасия Богомолова имеет в виду «группу организмов, принадлежащих к ряду различных видов, которые встречаются в одной и той же среде и взаимодействуют через трофические и пространственные отношения». Но равно уместно определяет ее проект и ассамбляж как вид искусства — прием объемного коллажа, где в произведении компонуются элементы из разных материалов, фактур, цветов — и далее — разного происхождения и состояния.
В двух продолжающихся проектах — «Под куполом» и «Ассамбляж» — художница отказывается от привычных ей тем памяти и архива. Сегодня она не интерпретирует историю Другого, а сама проживает событие, придуманное или реальное. Больше нет «ландшафтов» образованного человека, больше нет исследования конкретных фактов, ландшафт остается ландшафтом, а предчувствие и ощущение становятся главными исследовательскими методами.