Лэндскапизмы Анастасии Богомоловой

Лэндскапизмы Анастасии Богомоловой

Анна Леготина
Автор
Анна Леготина














Под ассамбляжем (понятия, взятого из биологии) Анастасия Богомолова имеет в виду «группу организмов, принадлежащих к ряду различных видов, которые встречаются в одной и той же среде и взаимодействуют через трофические и пространственные отношения».













Художница следовала своему внутреннему ощущению места: подобно паломнице, она последовательно обходила ареал падений, моделировала ситуации возможных происшествий, художественно их осваивала и фиксировала.

Прежде Анастасия Богомолова существовала во множестве ландшафтов: в культурном (проект «Lookbook»), предметном («Landscape I» и «Landscape II»), историческом («Бакал»), в памяти личной («Recall») и коллективной («Пусть я вырасту моей любимой травой»). Пройдя, кажется, все антропогенные вариации, теперь художница обращается к реальной природе — к территориям, где нет никаких воспоминаний. Анастасия Богомолова исследует эти ландшафты и проявляет в них следы созданных ею же событий. В проектах «Под куполом» и «Ассамбляж» придуманные художественные ситуации, воплощенные в реальном пейзаже, превратили общедоступные географические точки в личные.

«Событие есть — свидетельств нет, или как в художественном проекте ответственно изложить историю падения метеорита» — так могли бы начинаться газетные статьи, посвященные проекту «Под куполом». Слово «ответственно», пожалуй, ключевое в практике Анастасии Богомоловой, которая не оставляет фразы брошенными, а факты недоказанными. Но как быть, если доказательств как раз и нет?

Старт проекту дал метеорит, упавший в озеро Чебаркуль в Челябинской области 15 февраля 2013 года. В полете суперболид распадался и оставлял после себя множественные следы, а факт его приземления зафиксирован огромным количеством камер и видеорегистраторов. Он был признан самым задокументированным случаем падения небесного тела на Землю в новейшей истории. Однако на множестве доказательств уместно строить научное исследование, но не художественное.

Пережив in situ личную встречу с метеоритом, Анастасия Богомолова погрузилась в изучение свидетельств подобных событий в прошлом. Обрывочные данные указывали, что наиболее ранние упоминания о подобных случаях в этих местах относятся к концу XIX века. Количество задокументированных на бумаге фактов огромно, но следов, которые отпечатались бы в ландшафте Челябинской области, нет совсем. 

В поисках предполагаемых мест сближения космических объектов с Землей художница исходила ногами огромную территорию. Она верифицировала каждую предполагаемую точку, которая напоминала или могла напоминать о давних событиях. Через ленд-арт, перформанс и документацию ее предположения превратились в свидетельства. Созданные не-следы стали следами, впечатались в стерильный ландшафт, где преобразились в бесспорные аргументы. Но при этом они остались «событием-без-факта». Художница следовала своему внутреннему ощущению места: подобно паломнице, она последовательно обходила ареал падений, моделировала ситуации возможных происшествий, художественно их осваивала и фиксировала.

В проекте «Под куполом» обыгрывается образ разбитого от касания метеорита стеклянного купола: целостность нарушена, и защита будто бы утрачена. Одноименная выставка, сложившаяся к пятилетию падения, прошла в 2018 году в челябинской галерее современного искусства «ОкNo». На ней было представлено множество медиумов — от документальной инсталляции, повторяющей реальное и типичное разрушение потолка, до скульптурных металлических объектов изломанных, исковерканных форм. В этом обилии экспозиционных форм уцелело главное — созданные доказательства встреч неизученных прежде небесных тел с землей. По собственному признанию художницы, ждать в жизни еще более масштабного и значимого события, чем падение небесного тела, бесполезно — его ничто не превзойдет.

Исследование «событий-без-факта» совсем не кажется непосильной задачей в сравнении с «местом-без-события». Проект «Ассамбляж», именуемый на первых порах «Periods», начинался с автопортретов в лесных чащах. В изображениях заросли буквально поглощали человека, кусты заглатывали тело, деревья расщепляли его, оставляя видимыми отдельные фрагменты гибкой женской нагой плоти. Роль художницы сводилась к убедительному копированию природных форм — рисунка ветвей, пятен зеленых кустарников, контуров бурелома. Через подражание она создавала событие для места.

Интуитивные «пейзаж-портреты» постепенно превратились в проект о сращении с природой, погружении тела в особую среду и его временной мутации. И если в «Под куполом» не сохранились явные следы падения метеорита, то ландшафты «Periods» и вовсе не имеют событий. Кроме тех, что создавала Анастасия Богомолова с помощью своего тела.

Произошедшее в лесу долгое время там и оставалось, но вдруг «Periods» превратился в «Ассамбляж». К съемкам в природном ландшафте добавились студийные, подражание стало слиянием, а художественная мимикрия сменилась художественной ретрофлексией, обратив действия авторки на нее саму.

Весной 2020 года на фоне тотальных ограничений в перемещении, Анастасия Богомолова оказалась запертой в резиденции «Шишимская горка» в Екатеринбурге. С радостью воспринятая ею изоляция дала возможность уединения с проектом «Periods». В студийных условиях начали проступать новые уровни сращения: природа неожиданно стала ближе, лес проник в тело художницы и заменил некоторое ее своим.

В «Ассамбляже» художница «обрезает» свои автопортреты и, лихо их компонуя, оставляет только нужные ей фрагменты тела. Они лишены прямых указаний пола: эти «образы больше не сексуальны», как говорит художница. Но ростки пробили кожные покровы! Ее тело прорастает ветками и сучками, все больше и больше затягивается корой и мхом, где-то вылезают грибы. Лес со своими производными вновь поглощает фигуру, только теперь пронизывая всю ее сущность с ног до головы. Так исследуется главный ландшафт — «я».

Обновленный проект сохранил свои главные черты — тактильность и сопутствующую телесность, перформативность, буквальную и эмоциональную погруженность в материал. А переназвав его, Анастасия Богомолова уточнила новое содержание, созвучное ей сегодняшней.  «Периодические» проникновения в природу игрались по схожим сценариям: лес заглатывал тело художницы, изламывал его, перестраивал, скрывал в своих чащах, горы сминали его или растягивали. В этих сращениях художница из раза в раз оказывалась частью ландшафта, сливаясь с ним и, кажется, теряя свои очертания. Но, как ни парадоксально, именно в момент физического стирания тела Анастасия Богомолова становилась видимой.

Под ассамбляжем (понятия, взятого из биологии) Анастасия Богомолова имеет в виду «группу организмов, принадлежащих к ряду различных видов, которые встречаются в одной и той же среде и взаимодействуют через трофические и пространственные отношения». Но равно уместно определяет ее проект и ассамбляж как вид искусства — прием объемного коллажа, где в произведении компонуются элементы из разных материалов, фактур, цветов — и далее — разного происхождения и состояния.

В двух продолжающихся проектах — «Под куполом» и «Ассамбляж» — художница отказывается от привычных ей тем памяти и архива. Сегодня она не интерпретирует историю Другого, а сама проживает событие, придуманное или реальное. Больше нет «ландшафтов» образованного человека, больше нет исследования конкретных фактов, ландшафт остается ландшафтом, а предчувствие и ощущение становятся главными исследовательскими методами.

1. Из проекта «Под куполом», 2013—2018
2. Из проекта «Под куполом», 2013—2018
3. Скульптура из проекта «Под куполом», 2013—2018
4. Скульптуры из проекта «Под куполом», 2013—2018
5. Вид инсталляции проекта «Под куполом», 2018
6. Из проекта Assemblage
7. Из проекта Assemblage
8. Из проекта Assemblage
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow