Презентация проекта
В Ельцин Центре представили результаты международного проекта «Арт-платформа для продвижения уральского современного искусства», который более года Благотворительный фонд «Синара» проводит при поддержке Фонда президентских грантов. В презентации приняли участие эксперты, художники, молодые арт-критики и поклонники актуального искусства. Президент Благотворительного фонда «Синара» Наталья Левицкая и куратор «Арт-платформы» Женя Чайка рассказали об этапах реализации проекта, а участники и тьюторы из Франции, Швейцарии, Нидерландов и Швеции поделились впечатлениями о творческом процессе. Организаторы предусмотрели возможность онлайн-подключения экспертов и художников, которые не смогли присутствовать на встрече.
– Проект «Арт-платформа», конечно, уникальный, потому что он позволил нам реализовать абсолютно новый подход к созданию коммьюнити-среды, и мне кажется, что идея, которая закладывалась первоначально, очень продуктивно воплотилась. Нам удалось внедрить цифровые инструменты, которые глобально расширили возможности для продвижения и позволят существовать проекту в будущем. Сегодня у «Арт-платформы» есть сайт, который имеет потенциал для развития, – рассказала президент Благотворительного фонда «Синара» Наталья Левицкая.
Женя Чайка представила гостям презентации креативные арт-брошюры – зины, посвященные творчеству четырех уральских художников – Фёдору Телкову, Аси Маракулиной, проектам PLAR и ZONK’а. Куратор проекта подчеркнула, что получилось некое «упакованное знание» о них. Каждый зин состоит из визуальной части, иллюстрирующей работы художников, и текста, созданного одним из тьюторов проекта – Йонатаном Хабибом Энквистом (Швеция), Надин Райнерт (Швейцария), Виллемом Яном Рендерсом (Нидерланды) и Шарлем Каркопино (Франция). В зине представлен текст на трех языках: русском, английском и родном языке автора. Арт-брошюры будут направлены в библиотеки и культурные институции России и Европы.
«Первоначально, когда задумывался проект, мы решили, что будут публиковаться тексты о художниках, которые не имеют никаких монографический изданий о себе, – сказала Наталья Левицкая. – Этот принцип для нас очень важен, потому что художники должны получать критическое осмысление своей деятельности. Это чрезвычайно актуально и для тех, кто пишет об искусстве».
Каждый комплект арт-брошюры дополнен креативными вложениями, символизирующими творчество героев публикаций: зин Аси Маракулиной сопровождается сетом из пяти временных тату-переводок, напоминающих читателю о проекте «Объятия», в текст о Фёдоре Телкове вложена индивидуальная фенечка-закладка, в тексте PLAR лежат открытки с примером интервенции в городскую среду, а зин Zonk’a сопровождает…клоунский нос, призывающий надеть его и поговорить с кем-нибудь, совершая при этом неожиданные действия.
– Текст о моем творчестве Надин Райнерт написала на своем родном, немецком, языке. Вложенные в зин плетеные закладочки – это важный вклад в локальность, мы смотрим на них и знаем, о чем идет речь. Фенечки плели две мастерицы – Татьяна Жаркова и Любовь Смирных. Всего нужно было накрутить 250 штук. Фенечки получились не похожими друг на друга, потому что сплетены разными способами. Их можно использовать как закладки, пояса или браслеты – кому как больше нравится. Интересно, что Татьяна Жаркова по национальности марийка: Она родом из Большой Тавры – места, где мы часто бывали, работая над проектом об уральских марийцах, а ее муж – выходец из старообрядческой среды, ставшей темой моего проекта «Право веры». В той и другой культуре есть традиционные плетеные пояса, так не похожие друг на друга, – рассказал фотограф Фёдор Телков.
Участие в «Арт-платформе» стало уникальным опытом не только для критиков, но и для тьюторов проекта. «Цифровой режим оказался даже более продуктивным для нашего процесса, потому что дал возможность каждому работать и раскрываться в его собственном ритме. Еще один момент, который для меня выделяет этот проект из международного контекста, – это то, что я был приглашен писать на своем родном, шведском языке. Теперь, думая обо всем этом приключении, я могу сказать, что качели между дистанцией и близостью – это то, что вовлекало меня больше всего», – подчеркнул Йонатан Хабиб Энквист.
Куратор из Швейцарии Надин Райнерт призналась, что благодаря участию в «Арт-платформе» ей посчастливилось познакомиться с интересными художниками Урала. «Для своего текста я выбрала фотографию Фёдора Телкова. Я посмотрела его сайт, и его творчество меня сильно впечатлило. Мне хотелось написать довольно интимный и личный текст о нем», – рассказала Надин Райнерт.
Французский куратор сценического искусства Шарль Каркопино подготовил текст в формате интервью. Свою публикацию он посвятил творчеству хореографического дуэта ZONK’а. «В течение нескольких недель, по утрам, я отправлял ребятам один вопрос, посвященный особенностям их работы. Танцоры ZONK’а разные хореографические направления, и мне было очень интересно познакомиться с ними», – рассказал Шарль Каркопино.
– Мы восхищены результатом! Вау! Участие в «Арт-платформе» стало для нас удивительным событием, потому что мы – танцевальный проект, а оказались рядом с визуальными артистами. Это помогло нам иначе посмотреть на свое творчество. Вроде бы, танец нельзя взять и упаковать в папочку, а благодаря «Арт-платформе» мы смогли это сделать. Также у нас был очень интересный формат общения с Шарлем – этакие разговоры за завтраком. Шарль присылал вопросы, мы наговаривали ответы. Получился интересный опыт, – поделились мнением танцоры.
Виллем Ян Рендерс из Нидерландов посвятил свой текст проекту PLAR. Иностранный эксперт современного искусства признался, что «Арт-платформа» стала местом встречи людей, которые работают и со словом, и с образами. «Идея «Арт-платформы» очень оригинальна. В будущем было бы здорово поменять порядок вещей: обычно художник сначала что-то создал, а критик написал об этом. Думаю, было бы интересно сделать наоборот: критик пишет текст, а художник своей работой реагирует на написанное», – поделился идеей Виллем Ян.
25 текстов об уральском искусстве подготовили критики проекта – их можно прочитать на сайте «Арт-платформы». Критические эссе посвящены творчеству Владимира Селезнева, художественному объединению ГУЙ, Александру Баженову, Екатерине Поединщиковой, Сергею Лаушкину и другим художникам. Присутствовавший на презентации Владимир Селезнев положительно отозвался о тексте критика Дмитрия Белкина. По словам художника, автор отлично справился со своей задачей. «Каждый участник проекта выбирал художника, творчество которого ему нравилось. Дмитрий решил написать обо мне. Текст получился довольно личным – это очень хорошо», – признался Владимир Серезнев.
Со-основатель первого профессионального джаз-клуба в Екатеринбурге EverJazz Алексей Глазырин прочитал все критические публикации участников и назвал «Арт-платформу» прорывом в написании текстов о современном искусстве.
– В этом проекте удалось создать высказывания о живущих рядом с нами художниках, которые направлены не только на профессиональную аудиторию, но и на тех, кто хочет понять искусство. Это и есть настоящая художественная критика. Каким бы ни был великим поэтом Пушкин, а Гоголь великим писателем, их значение для русской литературы и культуры не было бы раскрыто вполне без критика Белинского. В данном случае, могу отметить рождение современных Белинских, которые могут раскрыть и создать единое культурное пространство, о котором мы все мечтаем, – сказал Алексей Глазырин.
Руководитель стратегических проектов Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Алиса Прудникова высоко оценила проект Благотворительного фонда «Синара».
– «Арт-платформа» способствует культивации и развитию уральского художественного сообщества. У нас появилась коммуникационная площадка для обмена опытом среди критиков, художников и международных экспертов. Это важно и ценно! – прокомментировала Алиса Прудникова.